ИТО

Министерство образования и науки Российской Федерации • Министерство образования Московской области • Администрация города Троицка • Фонд новых технологий в образовании «Байтик» • Центр новых педагогических технологий • Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» • Институт информатизации образования Российской академии образования • Сomputer using educators inc, USA

XXII Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании»
"ИТО-Троицк-2011"

Необходимость Информационно-коммуникационных технологий и Практикума по программированию как отдельных предметов в старшей школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №23 г.Мытищи
В связи с переходом на новый базисный учебный план в старшей школе остался один предмет «Информатика и ИКТ» с разным количеством часов для профильных и не профильных классов. Однако его содержание столь объемно и разнопланово, что подобное объединение вместе с сокращением общего количества часов на предмет ведёт снижению эффективности его преподавания.

 

Введение

 

Оптимизация часов в старшей школе в 2009 году привела к появлению единого предмета «Информатика и ИКТ» с разным количеством часов: от отсутствия в непрофильных классах до нескольких часов в профильных. Вместе с тем содержание предмета столь объемно и разнопланово, что подобное объединение вместе с сокращением общего количества часов на предмет привело к снижению эффективности его преподавания и зачастую не позволяет даже на профильном уровне затронуть многие актуальные темы современных быстроменяющихся IT-технологий.

В связи с этим актуальным является вопрос о возвращении к делению  предмета на параллельные курсы (выделению часов технологии и практикумов в профильных классах).

 

Структура предмета «Информатика» в старшей школе

 

В сложившемся за 25 лет содержании курса «ОИ и ВТ» можно выделить три основных направления: общая информатика, включающая вопросы теории информации, истории развития ВТ и дискретной математики; технологии, включающие в себя знакомство с современными компьютерными технологиями (от устройства ЭВМ до офисных и других прикладных программных продуктов) и программирование (Алгоритмика и её реализация на одном из языков структурного и/или объектно-ориентированного программирования).

В разные годы приоритет отдавался, как правило, одному из этих направлений. В советское время – программированию, с конца 90-х – технологиям, затем общим вопросам и социальной информатике с отдельными попытками возродить интерес к программированию из-за явного перекоса в сторону технологий. Последнее явление в основном обусловлено отсутствием в средней школе достаточного количества специалистов для преподавания программирования на хорошем уровне.

Между тем в отдельных учебных заведениях (к которым относится и Лицей №23 г. Мытищи) в период с 1999 по 2009 год был апробирован комплексный подход к преподаванию предмета «Информатика», состоявший во введении параллельных курсов «ОИ и ВТ», «ИКТ» и «Практикума по программированию» с различным количеством часов для разных профильных направлений. Например, для математико-экономического каждый из курсов был рассчитан на 2 часа в течение 10 и 11 классов, для гуманитарного первые два курса с упором на технологии, для общеобразовательных и медицинских классов – базовый курс. Структура курсов «ОИ и ВТ» и «ИКТ» приведена в Таблице 1.

 

Таблица 1. Апробированная структура курсов для профильных классов

Класс

Информатика (2 часа в неделю)

ИКТ + спецкурсы (от 2 часов в неделю)

10

Общая информатика:

- основы теории информации

- история развития информационных процессов и их влияние на развитие общества

- история развития вычислительной техники

Дискретная математика:

- основы построения и история развития систем счисления

- позиционные  системы счисления

- арифметика в двоичной системе

- представление чисел в ЭВМ

Базовая офисная подготовка:

- текстовый редактор, издательские технологии

- электронные таблицы

- искусство презентации*

Принципы устройства современных ЭВМ:

- архитектура ЭВМ

- развитие и характеристики отдельных устройств и систем

- цифровое представление информации в ЭВМ: текстовой, графической, звуковой и видео.

11

Дискретная математика:

- основы четкой логики

- алгебра бинарных функций

- основы схемотехники (основные логические элементы ЭВМ)

Общая информатика:

- основы теории систем и моделирования

- основы теории баз данных

Социальная информатика:

- роль информатики в современном мире (информационном обществе)

- правовое регулирование в информационной сфере

Основы операционных систем:

- файловые системы

- современные ОС

- защита и обслуживание ОС

Коммуникационные технологии:

- физические и логические основы построения сетей

- основы Web-технологий (HTMLetc.)

- сервисы сети Интернет

Офисная подготовка*:

- графические редакторы

- мультимедиа редакторы (аудио, видео)

- работа с базами данных

 

В зависимости от уровня базовой подготовки детей плотность содержания также варьировалась. Некоторые курсы (*) выносились в факультативные или элективные. Подробнее содержание курса «ИКТ» было представлено в докладе на конференции «ИТО-Троицк» в 2009 году. В рамках курсов использовалась различная литература [1-3] и учебные курсы []. Однако ни один из них нельзя назвать в достаточной мере отражающим последовательность и цельность изложения предмета.

Курс программирования содержал следующие базовые темы:

- базовые алгоритмы и структуры данных (повторение изученного в предпрофильных 8-9 классах на практикумах по программированию и новый материал);

- реализация алгоритмов на языке структурного программирования;

- основы объектного подхода в программировании;

и многие другие, которые могли изучаться в качестве спецкурсов Мытищинской школы программистов [], которая работала на базе Лицея с 2001 по 2009 год. Это позволяло дифференцировать детей в старшей школе по уровню программ (делением на группы) в зависимости от базовой подготовки в 7-9 классах.

Для реализации курса использовались языки Pascalили Basic в средах Delphiи MSVisualStudioсоответственно.

Эффективность используемой методики подтверждается высоким уровнем выпускников лицея и их последующей работой в различных направлениях IT-сферы.

 

Новые образовательные стандарты

В связи с обсуждением новых ФГОС для старшей школы актуальным становится вопрос о роли информатики в профильном направлении «математика-информатика». В резолюции недавно прошедшего первого съезда учителей информатики [] было отмечено, что «не допустимым является факт отсутствия информатики как отдельного предмета в старшей школе». Однако тенденция развития ситуации и обсуждения на съезде говорят о большом желании сделать информатику не только частью математики, но служанкой других предметов. Т.е. как можно быстрее обучить контингент офисными технологиями, необходимыми для преподавания других предметов и обеспечить их преподавание с должным уровнем ИКТ-компетентности.

Считаю такой подход тупиковым и приводящем к уничтожению одного из фундаментальных школьных предметов, находящемся на пути своего становления. Развитие IT-технологий в других сферах необходимо проводить за счет повышения ИКТ-компетентности педагогов предметников и большей интеграции предметов между собой, а не в ущерб курсу информатики.

Совершенно не случайным является то, что с течением времени такой фундаментальный предмет как «Математика» разделился на «Алгебру» и «Геометрию», а также массу возможных факультативов («элективов») и практикумов. Большую аналогию курсам «ОИ и ВТ» и «ИКТ» можно провести с тем как разделяют сферу «Словесности»  «Русский язык» как инструмент и «Литература» как сфера его применения и результата. Синтез предметов и углубление также должны происходить на факультативах и практикумах.

Также на съезде учителей информатики представители IT-бизнеса указывали на значительный недостаток квалифицированной подготовки людей с алгоритмическим мышлением и базовыми навыками программирования в школе. К сожалению, в основной школе подготовка именно в области программирования сталкивается с серьёзными проблемами. И в первую очередь – это неготовность основной массы детей 7-8 классов к свободному алгоритмическому мышлению, отсутствие к этим классам необходимой базовой математической подготовки. Только одаренные дети в возрасте 5-7 классов могут перешагнуть уровень от использования программного обеспечения к познанию алгоритмов его работы. У гораздо большей группы школьников интерес к алгоритмизации складывается к 9 классу. И если в это время этот интерес не реализован, его будет очень сложно реализовать в старшей школе. Как переломить такую ситуацию?

Это можно сделать только при дифференцированном подходе сквозного курса информатики от начальной до старшей школы. До 6 класса – это цельный предмет, который в игровой форме прививает детям информационную культуру, выявляет их творческие способности и склонности к различным формам мышления. С 7-ого по 9-й класс в дополнение к базовому курсу ученику предлагаются разные направления развития этих способностей – от художественного до программистского (это и факультативы, и кружки, и различные системы дополнительного образования). В 8-9 классах обязательным становится и практикум по программированию – для тех, кто собрался специализироваться в старшей профильной школе по IT-направлению

При реализации профиля старшей школы необходимо дозировать долю каждого из трёх указанных курсов в зависимости от общего направления. Например, для гуманитариев сделать упор на издательские и презентационные технологии, а для физиков на численный анализ и моделирование процессов. Если же это IT-профиль, то на каждый их них должно выделяться не менее 2-х часов. Итого не менее 6 часов в неделю. Т.к. половина тем не привязана к использованию компьютера на уроке непосредственно, это не противоречит текущим санитарным нормам.

При таком подходе ребенок оказывается готов к освоению полноценных курсов «Информатики» старшей школы на фундаментальном уровне, закладывающем хорошую базу для профильного высшего образования, причем не только в IT-сфере, он и в естественных науках, математике, экономике и многих гуманитарных направлениях.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  информатика технологии программирование


Технологии OpenID позволяет Вам использовать единый логин для авторизации на ряде сайтов. Подробнее.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.