ИТО

Департамент образования города Москвы
Институт информатизации образования РАО
Администрация городского округа Троицк в городе Москве
Региональный общественный фонд новых технологий в образовании «БАЙТИК»
АНО «Информационные технологии в образовании»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАНИИ»

"ИTO-Троицк-2013"

Проектирования индивидуального образовательного профиля с помощью виртуальных социальных сетей в условиях смешанного обучения.

Национальный исследовательский Томский государственный университет
В статье рассматриваются особенности организации обучения студентов очной формы обучения с помощью социальных сервисов Интернет. Автор работы описывает основные условия проектирования индивидуального образовательного профиля.
В статье рассматриваются особенности организации обучения студентов очной формы обучения с помощью социальных сервисов Интернет. Автор работы описывает основные условия проектирования индивидуального образовательного профиля.

Использование  в обучении социальных сетей может способствовать преодолению  информационной, интеллектуальной и эмоциональной дифференциации  учащихся, за счет обеспечения их индивидуальных потребностей и предпочтений в темпе и форме обучения, способов самопрезентации и оценивания.

Внеаудиторная коммуникация преподавателя со студентами и студентов друг с другом в социальных сетях расширяет возможности применения в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как метод проектов, мозговой штурм и экспертиза. Кроме того взаимодействие участников учебного процесса друг с другом и с учебным материалом вне аудитории с помощью социальных сетей и технологий веб 2.0,  позволяет преподавателю реализовывать групповую[1] и индивидуальную формы обучения и организовывать тем самым контролируемую и управляемую самостоятельную работу студентов.

Применение дополнительных образовательных технологий и форм обучения обеспечивает возможность индивидуального выбора учащимся предпочтительных для него способов обучения.

Благодаря виртуальной учебной среде, созданной в процессе эксперимента с помощью социальной сети «В контакте», появилась возможность реализации разных темпов обучения учащихся (медленный, средний, высокий), которые обусловлены различными входящими компетенцими, уровнем мотивации и субъективными внешними обстоятельствами (болезнь, работа, дополнительное образование) студентов.

В условиях традиционного очного обучения у преподавателя, ограниченного только часами аудиторных занятий и дополнительных очных консультаций), часто отсутствует возможность уделять больше внимания отстающим студентам и «дозагружать» учащихся обгоняющих одногруппнков.

Так в процессе описываемого эксперимента часть студенческой аудитории проходила обучение в среднем темпе (около 80%), регулярно посещая очные занятия и выполняя все задания в соответствии с учебным планом. Для другой части студенческой аудитории  был характерен медленный темп обучения (около 15%). Для этой категории учащихся определенных норм времени для освоения учебного материала, особенно во время аудиторных занятий было не достаточно. Дополнительная учебно-методическая поддержка для этих студентов осуществлялась в виртуальном учебном сообществе  (http://vk.com/it_filfak) в формате консультаций. Третья категория учащихся проходила обучение в высоком темпе, выполняла задания быстрее своих одногруппников, успевала закончить освоение учебного материала раньше, освобождались от очных занятий, перераспределяя освободившееся время в пользу решения других задач. «Убегание» вперед для таких студентов оказалось возможным за счет разработки индивидуального учебного плана в рамках изучаемой дисциплины. Созданная учебная среда предлагала достаточное для организации самостоятельной работы студентов учебно-методическое обеспечение.

Обеспечение разнообразных форм коммуникации в учебном процессе позволяет каждому субъекту, исходя из его  индивидуальных предпочтений, выбирать и использовать эффективный и комфортный способ взаимодействия. В режиме только очных аудиторных занятий возможно «живое» общение преподавателя и учащихся с низкой степенью обратной связи (фронтальная форма, воздействие). Для некоторой же части студенческой аудитории в силу индивидуальных психологических особенностей («цифровые аборигены», Марк Пренски) более удобна и эффективна коммуникация дистанционная (опосредованная) в интерактивном режиме (взаимодействие). 

Описываемая среда обучения дополняет очный способ коммуникации дистанционным (через виртуальное учебное сообщество), формирую тем самым третий способ – смешенный.

Интересно, что в ситуации выбора способов коммуникации студенты не готовы отказываться от живого общения полностью, но в тоже время считают удобным и продуктивным учебное взаимодействие в социальной сети. Учащиеся, выбравшие только очное обучение (5%), либо не имели возможности (нет доступа в сеть за пределами университета, отсутствие элементарных навыков работы в Интернет), либо не хотели работать в виртуальной учебной среде (негативное отношение к социальным сетям). 10% учащихся предпочли в основном дистанционную форму обучения мотивируя выбор различными причинами: пропуск занятий из-за болезни или занятости (работа, личные обстоятельства), а также готовность к самостоятельной работе в удобном темпе без существенной учебно-методической поддержки со стороны преподавателя. Большая часть аудитории совмещала очные и дистанционные формы обучения и коммуникации.

К дополнительным условиям позволяющим формировать индивидуальный образовательный профиль обучения в условиях blended learning с использованием социальных сетей можно отнести:

-        различные способы представления результатов обучения: публичный (демонстрация своих достижений всем субъектам учебного процесса) и приватный (только преподавателю);

-        несколько форм итоговой аттестации: традиционный устный зачет,  исследовательский проект, бально-рейтинговая система;

-        вариативное учебное содержание дисциплины, которое предполагает задания различного уровня сложности и возможность углубленного изучения отдельных учебных тем (в рамках исследовательских проектных работ).

Таким образом, вариативность различных характеристик учебного процесса, представленных выше, позволяют в рамках представленной методики организации обучения проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, учитывающую его психолого-педагогические особенности и познавательные предпочтения.

Таблица 1. Матрица индивидуальных настроек
 образовательного профиля.

Характеристики учебного процесса

Шкала выбора

Формы обучения

фронтальная

групповая

индивидуальная

Темп обучения

медленный

средний

высокий

Способ коммуникации

очный

дистанционный

смешенный

Способ представления результатов обучения

публично

приватно

Формы итоговой аттестации

традиционный  устный зачет

исследовательский проект

бально-рейтинговая система

Сложность учебных заданий

средний

сложный

Учебное содержание дисциплины

возможность углубленного изучения
отдельных учебных тем

         

 

Предлагаемые настройки индивидуального образовательного профиля могут быть реализованы по отдельности с помощью других технологий и  методик организации обучения. Комплексная же их реализация в обучении современных студентов, возможна только при условии использования в учебном процессе социальных сервисов Интернет, обеспечивающих двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие, содержанием которого является организация, установление и развитие коммуникации в условиях достаточно полного взаимопонимания между субъектами общения,  «аборигенами» и «иммигрантами» «цифрового мира».

Кроме того, представленный подход проектирования среды обучения и индивидуализации образования во многом соответствует логике и требованиям ФГОС, предлагает актуальные решения задач развития электронного обучения в вузе, внедрения активных форм обучения, сокращения часов аудиторных занятий и увеличения времени самостоятельной работы студентов.

Список использованных источников
  1. 1. Marc Prensky «Digital Natives, Digital Immigrants» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.comscore.com/layout/set/popup/Press_Events/Press_Releases/2009/7/Russia_has_World_s_Most_Engaged_Social_Networking_Audience (дата обращения: 03.08.2010).
  2. 2. Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в образовательном процессе вуза. //Открытое и дистанционное образование. Томск, 2010. N 2 (38). С.54-56.
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  смешанное обучение социальные сети ФГОС "В контакте" индивидуализация образования электронное обучения методика преподавания

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.