ИТО

Департамент образования города Москвы
Институт информатизации образования РАО
Администрация городского округа Троицк в городе Москве
Региональный общественный фонд новых технологий в образовании «БАЙТИК»
АНО «Информационные технологии в образовании»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАНИИ»

"ИTO-Троицк-2013"

ИКТ-компетентность учителя математики

Автор: Ковалева Ольга Александровна 1, Грамота отдела образования 2012 г Финалист всероссийского конкурса нестандартных уроков 2013, Участник международного конкурса педагогических проектов Золотой пеликан Научный руководитель: Ковалева Ольга Александровна 1, Грамота отдела образования 2012 г Финалист всероссийского конкурса нестандартных уроков 2013, Участник международного конкурса педагогических проектов Золотой пеликан
1 Комплекс школа-детский сад № 33
В статье рассматриваются вопросы создания в школе развивающей среды-среды развития мотивации и формирования ИКТ компетентности учителя математики
Главной сегодняшней задачей образова- ния взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои зна- ния в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное само- обучение на протяжении всей своей жиз-ни. М.Ноулз

Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения Государственной программы развития образования в РК. Президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в Казахстане  формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ-компетентности педагогов.

Под  ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ-технологий общего назначения.

Однако диагностика состояния информатизации в ОУ показывает, что уровень применения средств ИКТ в образовательном процессе школы по-прежнему невысок. Это связывается с неготовностью педагогов к непрерывному развитию своей профессиональной компетентности. Политический заказ на непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов отражается в необходимости создания управляемых условий развития их ИКТ-компетентности, то есть применения теории сопровождения к практике непрерывного образования педагогов.

Анализ современного состояния проблемы развития ИКТ-компетентности учителей математики позволяет выявить объективно существующие противоречия в системе непрерывного образования педагогов: - в учебно-методической деятельности - между потребностью в непрерывном развитии ИКТ-компетентности педагогов и отсутствием на уровне ОУ эффективной модели непрерывного образования педагога;в научно-методической деятельности - между применением традиционных методов формирования ИКТ-компетентности и необходимостью создания условий для её развития;в инновационной деятельности - между динамично развивающейся информационно-образовательной средой ОУ и неготовностью педагогов к организации в ней новых видов педагогической деятельности.

Гипотеза:

Еслиспроектировать и внедрить в практику работы школы систему работы по развитию ИКТ-компетентности учителя математики, включая условия:

1.       Создание особой развивающей среды – среды развития мотивации и формирования ИКТ - компетентности

2.       Формирование ИКТ - компетентности будет принято учителями математики и рукМО  в качестве одной из приоритетных целей методической  подготовки

3.       Логика поэтапного формирования ИКТ- компетентности будет предполагать непрерывное возрастание личностной активности, наращивание опыта рефлексии, коммуникации и творческой деятельности учителя математики при организации им самообразования и в сетевой среде;

4.        Будут определены критерии и уровни сформированности ИКТ - компетентности учителя математики, разработана схема использования соответствующего диагностического инструментария.                          

тоэто приведет к переводу учителя на более высокий уровень развития ИКТ-компетентности.

В рассмотрении проблемы формирования компетентности необходимо выделить в качестве основы несколько аспектов: методологический, психологический, педагогический и методический, что позволит представить решение проблем, связанных с компетентностным подходом в образовании научно обоснованным.

Содержательный компонентметодической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности учителей математики  предполагает реконструкцию стандартного содержания методической работы  с включением в него межпредметных знаний о возможностях использования компьютерных сетей в профессиональной деятельности; гуманитарных проблем информатизации; нестандартных задач информационно-коммуникативной деятельности математиков, востребующих умения исследовательского поиска информации, ведения диалога, информационно-профессионального сотрудничества и прогнозирования социальных последствий профессиональных решений.

Опираясь на свой опыт, мы определили  необходимые и достаточные условия эффективного освоения ИКТ в школе:

Предметно-методические условия. Считаем, что эффективность использования средств и методов ИКТ среди учителей-математики  возможна. Для этого рассматриваются  практические подходы использования возможностей ИКТ к освоению математики, основанные на опыте работы  учителей-математики  как в школе  так и в других школах города, причем выделяются те виды деятельности, в которых обучающиеся смогут достичь наилучшего результата. Наличие и эффективность использования педагогических программных средств. В школе должна быть  разработана концепция использования  электронных средств обучения и критерии их отбора. Создана  медиатека программных средств с рекомендациями по ее использованию. Должна вестись  систематическая работа по отслеживанию новых электронных средств обучения.

Поддержка информационной среды деятельности. В связи с этим предлагается организация работы предметного или школьного сетевого сообщества учителей, использующих ИКТ.Основная цель методической службы: формирование сетевых профессиональных сообществ учителей математики, методическая поддержка и профессиональный рост педагогов за счет широкого использования средств Интернет

Материальное и моральное стимулирование. С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные  стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения..

Результаты:При определении путей повышения ИКТ-компетентности  были проанализированы результаты оценки уровня информатизации школы,  уровень ИКТ-активности педагогов, опрос учителей о том, каким формам повышения уровня ИКТ-компетентности они отдают предпочтение. Анализ ситуации показал: по результатам анкетирования базовой ИКТ компетенцией в нашей школе владеют 17 человек (56%), расширенной ИКТ компетенцией -  5 человек (17%), профессиональной ИКТ компетенцией - 3 (10%)

Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе.

Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается  ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей..Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей школы видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме.

Результаты анкеты, проводившейся в школе анонимно: Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?

Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов.

Могут сделать поурочное планирование с  использованием ИКТ –  60% .

Подготовить урок с использованием  ИКТ  учениками –  50%.

Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.

Найти учебные материалы – 70%.

Используют  ИКТ для мониторинга развития ученика – 60%.

Используют  ИКТ для объяснения на уроке – 60%.

Список использованных источников
  1. 1.Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учи-теля: Тезисы доклада А.А.Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN . - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
  2. 2.Булин-Соколова Е.И., Семенов А.Л., Уваров А. Ю. Школа ин-форматизации: путь к обновлению // Информатика и образование. 2009. №11
  3. 3.Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учеб-но-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с
  4. 4.Хеннер, Е.К.Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хен-нер. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188с.
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  икт-компетентность, развивающая среда

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.