ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова
Тезисы описывают методические аспекты организации эксперимента по изучению влияния межпредметных связей при преподавании дисциплин «Архитектура информационных систем» и «Технология прогаммирования» студентам направления «Информационные системы и технологии» Хакасского государственного университета.

Информационная компетентность и проблемы, с ней связанные, все чаще анализируются научными и методическими кругами современной России. Связано это с тем, что внедрение Болонского процесса, переход на ФГОСы третьего поколения является текущей тенденцией и практикой высшей школы. Наиболее широко представленными исследованиями в области компетентности являются вопросы, связанные с методиками ее оценки, как качественными, так и количественными, методологиями формирования оной, самой онтологией понятия и сущности информационной компетентности.

Целью проводимого нами исследования стоит организация межпредметных связей при преподавании дисциплин «Архитектура информационных систем» и «Технология программирования» для студентов направления «Информационные системы и технологии» Хакасского государственного университета, а также проверка гипотезы о повышении информационной компетентности студентов при использовании данной методики преподавания.

В своем исследовании мы опирались на исследования сущности и этапов развития информационной компетентности Т.С. Виноградовой [1]. Т.С.Виноградова связывает виды информационной компетентности с таксономией Б.Блума. При этом организация межпредметных связей, применение изученного на одной дисциплине, в рамках другой дисциплины предполагают более высокий уровень компетентности – аналитический, определяющий умение анализировать и творчески подходить к решению задач из другой области человеческого знания. Именно на развитие аналитической информационной компетентности, а также функциональной и системной направлена текущая методика преподавания дисциплин «Технология программирования» и «Архитектура информационных систем».

Практика преподавания вышеуказанных дисциплин в Хакасском Государственном университете опирается на базовые принципы организации межпредметных связей. Курсовая работа по дисциплине «Архитектура информационных систем» предусматривает создание автоматизированного рабочего места локальной или удаленной архитектуры. С точки зрения дисциплины «Технология программирования» это создание программного продукта. Поэтому для проектирования и реализации автоматизированного рабочего места информационной системы можно использовать теорию и практику технологии программирования. Соотнесение этапов проектирования, реализации и документирования задания на курсовую работу дисциплины «Архитектура информационных систем» и содержания тематики занятий по дисциплине «Технология программирования» представлено в таблице 1.

Очередному этапу проектирования и разработки курсового проекта соответствует соответствующий теоретико-практический модуль дисциплины «Технология программирования». Соответствующая практическая отработка полученных знаний и умений происходит не только в рамках дисциплины, но при реализации конкретного программного продукта, пусть и учебной направленности.

Само исследование применимости методики использования межпредметных связей для преподавания дисциплин «Архитектура информационных систем» и «Технология программирования» в качестве средства повышения информационной компетентности разделено на три этапа: 2011-2012 – этап подготовки эксперимента, апробация методики совместного преподавания, 2012-2013 – эксперимент, первичная обработка результата, 2013-2014 – контролирующий эксперимент.

Таблица 1

Логика межпредметных связей при преподавания дисциплин «Архитектура информационных систем» и «Технология программирования»

Архитектура информационных систем

Технология программирования

Направление формирования информационной компетентности

Описание существующих информационных систем в данной сфере

Этап анализа предметной области жизненного цикла программного продукта

Информационный

Требования к разрабатываемой информационной системе

Составление технического задания на разработку программного продукта

Технологический

Модель разрабатываемой информационной системы

UML- моделирование

Рефлексивно-результативный

Проектирование интерфейса

Средства разработки графических интерфейсов

Стандартизация пользовательского интерфейса

Рефлексивно-результативный

Выбор средства для разработки

Этап анализа предметной области жизненного цикла программного продукта

Технологический

Тестирование программного средства

Тестирование методами белого и черного ящика, комплексное и автономное тестирование

Рефлексивно-результативный

Оценка функционального качества программного средства

Основные примитивы качества программного продукта

Информационный, рефлексивно-результативный

 

Обработка результатов эксперимента в настоящее время ведется эмпирическим путем. На каждого студента, в процессе курсового проектирования и по результатам защиты курсовой работы составляется карточка сформированности основных критериев информационной компетентности по Т.С. Виноградовой. Однако для отслеживания динамики развития компетентности необходим контролирующий аспект, который может быть выражен в виде аналогичного оценивания результатов в процессе прохождения производственной практики осенью 2014 года. 

Список использованных источников
  1. Виноградова, Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Текст] / Т.С. Виноградова // Человек и образование. – 2012. - №2. – С. 92-98.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  межпредметные связи, информационная компетентность, архитектура информационных систем, технология программирования

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.