ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

ГБОУ СОШ №2009 г.Москва
Одним из возможных путей разрешения противоречия между потребностью индивидуализации и массовым характером подхода к обучению является использование Интернет сервисов, осуществляющих интерактивное взаимодействие учитель - ученик - ученик. «Перевернутый класс» – форма, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.
Одним из возможных путей разрешения противоречия между потребностью индивидуализации и массовым характером подхода к обучению является использование Интернет сервисов, осуществляющих интерактивное взаимодействие учитель - ученик - ученик. «Перевернутый класс» – форма, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Термин «flipped classroom», что в переводе означает «перевернутый класс» появился несколько лет назад в  США и сейчас активно используется в России для определения методики проведения уроков. Модель «перевернутый класс» является одной из моделей смешанного обучения «blended leaning».

Основная идея технологии «перевернутого» обучения  заключается в том, что учащимся предлагают ознакомиться с материалами урока заранее, до урока.  Вначале записанное видео по материалам нового урока  раздается ученикам (выкладывается на общий ресурс). В качестве домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции, самостоятельно проходят новый теоретический материал. Ученик может смотреть в удобное время и  несколько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Мотивированный ученик может прослушать объяснение столько раз, сколько ему нужно, чтобы понять материал. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. Кому-то будет достаточно посмотреть один раз, а кому-то больше. Учитель к этому ролику прилагает один-два вопроса или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.

От того, насколько ответственно ученик будет выполнять  домашнее задание,  будет зависеть его успешность на уроке. Подобная форма организации урока позволит привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем.  Для этого нужно поменять содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения обычных домашних упражнений  ученику предоставляется доступ к электронным ресурсам. Получив начальные знания  и сформировав свое представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активной форме обучения, т.е. к анализу конкретной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практического задания.

Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе, для некоторых мотивированных групп учащихся, преподаватель может предложить исследовательский метод обучения, а для некоторых учащихся применить индивидуальные формы обучения. В зависимости от педагогической целесообразности учитель делит класс по степени форсированности универсальных учебных действий (УУД), уровню мотивации в изучении предмета и прочее.

В курсе информатики есть темы, которые лучше было бы провести при активной деятельности учащихся на уроке и не тратить урочное время на объяснение материала.  Например, тема «Устройство компьютера» информатика 7 или 8 класса. Как показала практика, очень мало детей когда-либо видели и держали в руках процессор, оперативную память, другие детали системного блока. Очень часто уроки по этой теме проходят без активной деятельности учащихся. Учителя могут показать плакат, стоящий на столе компьютер и прочитать текст в учебнике. Учащиеся, как правило, воспринимают компьютер как некую железную коробку, процессор, оперативная память и прочие детали компьютера  остаются для них абстрактными понятиями. Идея собрать компьютер вызывает живой интерес у детей 13-15 лет.

Мы решили изменить традиционный ход урока по этой теме и предложили учащимся ознакомиться с устройством компьютера дома по видеоматериалам, а на уроке  закрепить свои знания с помощью практической работы в группах. Урок согласуется с учебным планом и  предполагает практическую работу по сборке компьютера. Введение этой практической работы позволит учащимся  внимательно изучить все детали компьютера, определить их местонахождение  в системном блоке.

Для создание интерактивной среды обучения использовались сервисы Google(сайт, документы, опросы, таблицы). Использование сайта позволяет сосредоточить материал в одном месте, т.е. обеспечить  учащимся одну точку входа. Созданные интерактивные задания с помощью сервисов  LearningApps мы предлагаем  использовать как тренажеры для закрепления изученного материала. Канал YouTube/Eduпредлагает большое количество видеороликов, которые можно использовать в образовательном процессе. Можно видеоролики записывать самостоятельно, придерживаясь правилу: 1 видеоролик - 1 вопрос - 2-3 минуты.

Примерный план урока: 1. Подготовительный этап: учитель создает сайт на сервисе Google (инструкция по созданию сайта),  на котором размещает все необходимые материалы к урокам. 2. Ставятся  цели обучения. 3. Домашняя подготовка: учащимся дается домашнее задание - ссылка на сайт для самостоятельной подготовки, где выложены материалы к уроку. 4. Ход урока: учащиеся работают в группах. План урока опубликован заранее на сайте. Группы формируются учителем на основании результатов предварительного опроса, который учащиеся выполняют дома. 5. Рефлексия урока.

Эта модель обучения имеет несомненные преимущества, а также некоторые риски с которыми может столкнуться учитель, начав работать по методике «перевернутого класса» 

Список использованных источников
  1. «Экосистема современного образования» [Электронный ресурс]/ Портал международной конференции.? 26.06.2013. URL: http://blended.internet-school.ru/ (дата обращения 25.04.2014).
  2. Модель смешанного обучения "Перевернутый класс":форум [Электронный ресурс] /Сетевое сообщество учителей «Открытый класс»., URL:http://www.openclass.ru/node/431028 (дата обращения 25.04.2014).
  3. Перевернутый класс:форум [Электронный ресурс] /Сетевое образовательное сообщество Педсовет.org, URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479 (дата обращения 25.04.2014).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  смешанное обучение, перевернутый класс, интерактивная среда обучения, flipped classroom, blended leaning

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.