ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

О МЕТОДИЧЕСКИХ ШТАМПАХ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Автор: Юнов Сергей Владленович, Кандидат физико-математических наук, Профессор
Кубанский государственный университет
Рассматриваются некоторые методические штампы в преподавании информатики, такие как, оценка её воспитательного потенциала и модная сегодня критика «знаниевой парадигмы». В качестве эффективного методологического средства для преподавания информатики предлагается использовать ролевое информационное моделирование.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения известного математика и педагога Александра Яковлевича Хинчина (1894-1959), работы которого, в том числе и по борьбе с методическими штампами в преподавании математики, не потеряли актуальности и в настоящее время [2]. Информатика – наука молодая, но и она, на наш взгляд, уже успела обзавестись своими «вредными привычками», к которым мы отнесём и некоторые методические штампы.

Первый, и главный методический штамп в преподавании информатики состоит в недооценке её воспитательного потенциала. Несмотря на то, что интеллектуальной и социальной направленности обучения информатике ведущие российские учёные внимания уделяют достаточно много [2], подавляющее число учителей и преподавателей информатики посягать на воспитание в более широком смысле, чем «воспитание настойчивости, аккуратности при работе с информацией и т.п.» не смеют – это уже «территория» общей педагогики, которую некоторые её представители яростно защищают от «чужаков». На наш взгляд, воспитание на уроках информатики должно подразумевать не только культуру работы с информацией, и даже не только формирование алгоритмического и/или системного мышления: наряду с умственным воспитанием, информационная подготовка не должна игнорировать и нравственное. Но как это делать? Понятно, что как и в математике, определённые возможности можно найти в содержании решаемых задач, но «этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим… математической науке» [2, с.130]. У информатики, как и математики, имеются гораздо более мощные инструменты.

Говоря о воспитательном эффекте уроков математики, Хинчин А.Я. обращал особое внимание на: «приучение учащихся к полноте аргументации», справедливо утверждая, что в математике, в отличие от некоторых других наук, не может быть «наполовину доказанных» и «почти доказанных» утверждений. При этом для нас наиболее важна мысль учёного о том, что «надо не отвлечённо проповедовать полноценность аргументации, а приучать учащегося к тому, что каждый пробел в аргументации немедленно вызывает придирчивый вопрос со стороны учителя или – что много лучше – со стороны товарищей» [2, с.139].

Выводы известного учёного вряд ли можно подвергнуть сомнению. Но ведь речь шла о математике. А возможно ли, пусть не в той же степени, что и на уроках математики, решение подобного рода задач на уроках информатики? Мы убеждены, что – да, но только в том случае, если основной деятельностью учащихся будет информационное моделирование. Деятельность по построению информационной модели – информационное моделирование – представляет собой обобщенный вид деятельности, помогает развивать, прежде всего, критическое, системное и логическое мышление. Нами показано, что интеграция возможностей информационного моделирования с возможностями ролевых подходов в педагогике, не только повышает качество самой информационной подготовки, но и способствует умственному и нравственному воспитанию учащихся.

Ролевое информационное моделирование (РИМ) – подход к педагогической деятельности в информационной подготовке, суть которого состоит в том, что основной учебной деятельностью учащихся становится осуществляемая с позиций различных социальных ролей деятельность в области разработки и дальнейшей защиты перед одноклассниками компьютерных информационных моделей. Эта деятельность обеспечивается проектированием преподавателем специальных дидактических конструкций и методикой их применения, позволяющей не только целенаправленно формировать у учащихся ИКТ-компетенции, но и готовить их к взаимодействию с людьми, выступающими в различных социальных ролях, думать о других людях.

Ещё одним популярным штампом в преподавании информатики служит тезис о том, что сегодня главное – это не давать знания, а формировать умения по поиску информации. Как будто одно противоречит другому! Фразы «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» и «Не накормить рыбой, а научить ловить рыбу» – повторяются из статьи в статью, из конференции в конференцию. Но без базового образования, без основных знаний, никакой поиск информации, никакая «ловля» этой информации не спасёт человека. «Кто лечится по медицинским справочникам, в конце-концов умрёт от опечатки», – достойный ответ любителям первых двух фраз. Так что, проблема формирования системы знаний никуда не ушла, хотя некоторые «специалисты» и пытаются её маскировать. А ведь этих знаний становится всё больше! Поэтому в процессе обучения информатике мы просто обязаны, обучая возможностям какой-либо программной среды, на одном или нескольких примерах, показать все возможные способы выполнения операций, для того, чтобы в будущем ученик представлял, что именно искать в справочных системах [3, 4].

Список использованных источников
  1. 1. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы / под ред. С.А. Бешенкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. 2. Хинчин А.Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами. Изд. 3-е. – М.: КомКнига, 2013.
  3. 3. Юнов С.В., Юнова Н.Н. Двенадцать способов копирования файла на флешку, или о проблемах отбора содержания конкретных тем при обучении информатике // Информатика в школе. 2012, №4.
  4. 4. Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование в педагогической деятельности. Краснодар, ККИДППО, 2010.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  преподавание информатики, воспитательный потенциал информатики, ролевое информационное моделирование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.