ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Авторы: Смирнова Елена Анатольевна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Лягинова Ольга Юрьевна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Босова Людмила Леонидовна 2, Доктор педагогических наук
1 ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» , 2 ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
В докладе рассматривается формирование личностных и метапредметных результатов обучения в рамках предмета «Информатика» в 5 классе, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе использования учебно-методического комплекта по информатике Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой.

В настоящее время происходит переход системы основного общего образования на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО). Стандарт устанавливает требования к личностным (Л), метапредметным (познавательным (П), регулятивным (П), коммуникативным (К) универсальным учебным действиям (УУД), формированию и развитию ИКТ-компетенции и экологического мышления), а также предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, достижение которых осуществляется на основе системно-деятельностного подхода.

Для реализации ФГОС ООО по предмету информатика в 5-9 классах Л.Л. Босовой и  А.Ю. Босовой разработан учебно-методический комплект, включающий в себя учебники, внесённые в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.  В качестве дополнения к данному комплекту ведётся подготовка рабочей тетради «Практикум по формированию УУД в курсе информатика для 5 класса». Структура рабочей тетради отвечает структуре учебника: весь материал разделён на блоки в соответствии с параграфами учебника. В каждом блоке содержится система заданий для организации проведения предварительного, текущего, периодического и итогового контроля с использованием схем и таблиц, включающих в себя основные понятия раздела. Предлагаемые схемы и таблицы продолжают формирование предметных результатов, а также способствуют формированию личностных и метапредметных результатов.

Рассмотрим примеры заданий, предназначенных для проведения каждого из видов контроля, и формируемые ими личностные и метапредметные результаты.

1. Предварительный контроль. Обучающимся предлагается схема, содержащая основные понятия раздела, между которыми выделены взаимосвязи и взаимозависимости (пример  см. рис.1). К схеме даются задания для самостоятельной работы, например, следующие:

  • Определите главный компонент схемы.
  • Выделите основные понятия, содержащиеся в схеме. Обоснуйте своё мнение.
  • Приведите примеры для основных компонентов схемы.
  • Составьте рассказ по схеме.

2. Текущий контроль. Обучающимся предлагается та же схема, что и на предварительном контроле, но часть элементов схемы удалена, далее даются задания:

  • Допишите недостающие элементы.
  • Сравните полученный результат с образцом. Всё ли сделано правильно?
  • Дайте определения ключевым понятиям схемы.
  • Приведите примеры для компонентов схемы.

3. Периодический контроль. Обучающимся предлагается таблица, содержащая те же понятия, что и ранее рассмотренные схемы, но информация структурирована иначе. Обучающимся предлагаются, например, такие задания:

  • Заполните пустые ячейки таблицы.
  • Составьте вопросы по таблице.
  • Задайте вопросы соседу по парте (учителю, родителям).
  • Оцените правильность и полноту полученных ответов. Обоснуйте своё мнение.

4. Итоговый контроль. Обучающимся даётся схема, содержащая понятия, изученные в разделе, но она имеет другую форму. Далее предлагаются задания:

  • Заполните схему.
  • Дайте характеристику каждому понятию.
  • Приведите примеры для компонентов схемы.
  • Составьте рассказ по схеме.

 

Рис. 1. Схема для проведения предварительного контроля по теме
«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

 

Считаем, что данный подход к организации проведения контроля способствует формированию следующих личностных и метапредметных результатов:

Л – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Р – целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирование пути достижения целей; адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

К – учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование и координирование её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание;

П – создание и преобразование моделей и схем для решения задач; формулирование определений понятий; установление причинно-следственных связи; осуществление сравнения, классификации, самостоятельного выбора основания и критериев для указанных логических операций; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. 

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.