ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Автор: Босова Людмила Леонидовна, Доктор педагогических наук
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Рассматриваются направления развития образования школьников в области информатики и информационных технологий как необходимый этап обеспечения глобальной технологической конкурентоспособности России. Показаны пути расширения объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях, сотрудничества школ с профильными вузами и ИТ-компаниями в целях ориентации выпускников на выбор соответствующей сферы профессиональной деятельности.

Информационные технологии (ИТ) – стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, образования всех уровней. Это отражено в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской  Федерациина 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. Там же определены приоритетные направления исследований и разработок в области информационных технологий, в которых в перспективе 10–15 лет с высокой вероятностью может быть обеспечена глобальная технологическая конкурентоспособность России: обработка больших данных; машинное обучение; человеко-машинное взаимодействие; робототехника; квантовые и оптические технологии; безопасность в информационном обществе.

Ключевая роль отрасли информационных технологий в современном мире определяет актуальность и востребованность соответствующих фундаментальных и прикладных знаний.  При этом особое значение приобретает  образование  школьников в области информатики и ИТ – «информатическое» образование, требования к личностным, метапредметными предметным результатам которого зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС общего образования, фактически, определяет следующую структуру  образования школьников в области информатики и ИТ: 1) изучение курса информатики в рамках самостоятельного общеобразовательного учебного предмета; 2) дополнительные занятия по выбору учащихся в рамках элективов. факультативов и кружков, ориентированных на изучение и применение средств и методов информатики и ИКТ; 3) применение средств ИКТ при изучении других предметов и в повседневной жизни. Вместе с тем, социальный заказ требует: расширения объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях; увеличения количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологиий; дополнительных мероприятий по созданию условий для проведения учениками досуга с одновременным развитием технологических навыков [1].

В соответствии с ФГОС можно выделить несколько ключевых направлений обучения информатике. Первое из них связано с формированием информационной культуры обучающихся, предполагающей как фундаментальные (информация и информационные процессы, информационное моделирование), так и практико-ориентированные аспекты (информационные технологии и их применение, ИКТ-компетентность). Второе направление (формирование алгоритмической культуры обучающихся) включает изучение таких вопросов как алгоритм и его свойства, логические значения и операции, алгоритмические конструкции и запись с их использованием алгоритмов для конкретного исполнителя; знакомство с одним из языков программирования. При этом алгоритмическая линия подаётся в основной школе с метапредметной точки зрения, обеспечивая обучающихся методологией решения широкого спектра жизненных задач. Можно констатировать, что теоретические аспекты информатики раскрываются в школьном курсе достаточно полно, чему в немалой степени способствует и соответствующая направленность материалов государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы.

Иначе обстоит дело с практико-ориентированной составляющей курса. Во-первых, у подавляющего числа старшеклассников низок уровень умений в области базовых информационных технологий (обработка текстовой, графической и мультимедийной информации). Акцент на их развитие путем корректировки, углубления, систематизации и обобщения  можно сделать в рамках непрерывного курса информатики в 5–6 классах; закрепление полученных умений, их переход в устойчивые навыки должен происходить в рамках учебной деятельности по всем другим предметам. При этом педагоги отмечают, что уже в младших классах основной школы дети быстро и с интересом осваивают множество новых компьютерных инструментов: после изучения основ компьютерной графики на основе графического редактора Paint школьники по своему усмотрению  с удовольствием осваивают несколько инструментов из коллекции графических он-лайн редакторов на сайте newart.tu; пытаются проектировать, строить и исследовать физические тела и процессы в среде Algodoo  (http://www.algodoo.com/); используют сетевые сервисы Web2.0 для выполнения индивидуальных и коллективных работ, предполагающих поиск и хранение информации, создание, редактирование и использование в сети текстовых и гиретекстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других мультимедийных объектов. При освоении традиционно успешной в нашей школе линии алгоритмизации и программирования учителя сталкиваются с необходимостью ухода от устаревающих программных сред и перехода на среды современные, более полно отвечающие возможностям и потребностям современных школьников. Так, наши учителя проявляют всё больший интерес к обучению программированию с использованием Scratch, Blockly, Kodu. Стремление к полноценному использованию современных персональных компьютеров, ноутбуков и других средств вычислительной техники, основанных на многопроцессорных и многоядерных технологиях, предполагающих одновременное выполнение множества инструкции, предполагает уже в самой близкой перспективе знакомство школьников с проблематикой параллельной обработки данных. Еще одна тенденция, наметившаяся в обучении школьников информатике – это их знакомство с современными программными продуктами, востребованными в реальной профессиональной деятельности (например, программирование на Python, разработка информационных систем на платформе «1С:Предприятие 8»).

В целом, в существующих курсах школьной информатики не уделяется должного внимания вопросам информационной этики,  информационного права и информационной безопасности – основной составляющей информационной культуры современного человека; в малой степени элективные курсы и курсы внеурочной деятельности ориентированы на знакомство школьников с современными сферами применения информационных технологий (веб-программирование, мультимедиа,  суперкомпьютеры, параллельное программирование, облачные технологии и пр.).

Рамки школьного курса информатики не позволяют учащимся прочувствовать специфику соответствующей профессиональной деятельности, сделать более точный и осознанный выбор после окончания школы. Возможные пути решения этой проблемы – выделение в школьном курсе информатики времени на знакомство школьников с ИТ-профессиями, с новшествами в области ИТ; обогащение основного курса разнообразными учебными модулями прикладной направленности, в том числе дистанционными;  взаимодействие школ с профильными вузами и ИТ-компаниями. Среди уже реализуемых подобных инициатив следует отметить: 1) проводимую в рамках Международной летней суперкомпьютерной академии на базе МГУ имени М.В. Ломоносова работу со школьными учителями информатики (трек «Программирование для параллельных вычислительных систем и многоядерных процессоров как перспективное направление развития школьного курса информатики», http://academy.hpc-russia.ru/); 2) поддерживаемый вузами комплекс образовательных мероприятий в начальной и средней школе по изучению компьютерных и естественных наук, инженерного дела и математики (STEM-образование), в частности  курсы робототехники; 3) создание компанией «1С» клуба программистов для школьников (http://1c.ru/club/). Работа в данных направлениях позволит вернуть интерес старшеклассников к изучению информатики и сориентировать их на выбор соответствующей сферы профессиональной деятельности.

Список использованных источников
  1. 1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  курс информатики, информационные технологии, общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.