ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

О РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Авторы: Садулаева Билянт Султановна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, Вазкаева Седа Сайд-Ахмедовна 2, старший преподаватель кафедры информационных технологий и прикладной информатики
1 Чеченский государственный университет, 2 Чеченский государственный педагогический университет
В условиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования актуальна разработка соответствующих контрольно-измерительных материалов представляющих достоверную информацию об уровне сформированности компетенций.

О РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Садулаева Б.С., sadulaeva@mail.ru

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Аннотация

В условиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования актуальна разработка соответствующих контрольно-измерительных материалов представляющих достоверную информацию  об уровне сформированности компетенций.

В формировании специальных компетенций студентов актуально органичное соотношение фундаментальности и практико-ориентированности образования, поскольку компетентность предстает как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Формирование специальных компетенций будущих бакалавров происходит в результате перевода теоретических знаний в конкретные практические умения, что требует создания комплекса компетентностно-ориентированных задач и индивидуальных заданий. Решение отдельных компетентностно-ориентированных задач позволяет студентам осознать необходимость применения междисциплинарных знаний в профессиональной деятельности и способствует формированию специальных компетенций, характеризуемых высоким уровнем обобщения, умения осуществлять формализацию знаний.

Для проведения ранжированного контроля знаний, умений студентов, целесообразно разработать пакет компетентностно-ориентированных заданий 3-х уровней сложности, что рекомендовано в п.8.3, 8.4 ФГОС ВПО.

Использование системы компетентностно-ориентированных заданий и профессиональных проектов эффективно формирует и развивает у будущих учителей информатики ряд профессиональных компетенций и обеспечивает количественное оценивание степени их сформированности.

При оценивании сформированности ряда компетенций (информационной, коммуникативной, исследовательской, методической, самообразовательной, а также в области программирования) необходимо использовать следующие показатели:

• усвоение студентами теоретических знаний по основам программирования, определяемого на основе электронного тестирования;

• умение решать компетентностно-ориентированные задачи в области программирования;

• сформированность специальных компетенций, владение методологией учебной дисциплины

Для оценки уровня достижения результатов обучения в соответствии с тарификатором (ТАФО), предложенным Ю.Т. Татуром и Ю.Г. Фокиным[1], целесообразно разработать дескрипторы гностического, функционального и методологического уровней компетенций и тестов, позволяющих проводить в рейтинговой системе мониторинг результатов обучения и обеспечивать индивидуальную работу и самокоррекцию обучающихся.

Выявление наличия приращений уровней достижений результатов обучения и сформированности специальных компетенций осуществляется решением двух сопряженных задач: 1) описать планируемый результат в совокупности его признаков настолько определенно, чтобы не возникало возможности его различных толкований; 2) создать инструментарий, позволяющий выявлять соответствующие признаки и определять их количественный показатель.

Ключевое значение имеет задание конкретных уровней усвоения содержания учебного материала с помощью специальных описаний – дескрипторов. Сведенные в таксономические таблицы (тарификаторы), они позволяют более однозначно представлять результаты образования. На основании уровней развитости компонентов компетенций, предложенных Ю.Г. Татуром и Ю.Г. Фокиным [135], мы использовали следующие уровни:

А. Уровни развитости гностического компонента компетенции (дифференциация требования «должен знать»):

1-ый уровень,  знания-копия, самостоятельное воспроизведение по памяти в устной и письменной форме изученного материала, демонстрация понимания смысла воспроизводимых знаний;

2-ой уровень,  аналитические знания, воспроизведение и понимание полученных знаний, способность представить их в виде логически завершенных элементов, составляющих единое целое, указать на общность и различие

изученных методов, способов, приемов, алгоритмов;

3-ий уровень, системные знания,  воспроизведение и понимание полученных знаний, способность проанализировать их с системных позиций, оценить полноту и связь со смежными областями знания,  дать оценки степени идеализации, точности, корректности пределов применимости определений, понятий, законов и т. п.

В. Уровни развитости функционального компонента компетенции

(дифференциация требования «должен уметь»)

1-ый уровень, репродуктивные умения:самостоятельное выполнение типовых действий, требующих выбора методов из числа известных в предсказуемо изменяющейся ситуации; 

2-ой уровень, продуктивные умения:выполнение действий, связанных с решением нестандартных задач,  предполагающих многообразие способов решения, требующих выбора, комбинации и трансформации известных методов, в том числе в непредсказуемо изменяющейся ситуации; 

3-ий уровень, исследовательские умения:выполнение действий, связанных с решением исследовательских задач, предполагающих получение нового знания, требующих разработки инновационных подходов и методов решения.

С. Уровни развитости методологического компонента компетенции

(дифференциация требования «должен владеть»)

1-ый уровень, базовый:владение формальным языком и методами решения типовых задач профильных дисциплины;

2-ой уровень, основной:владение методологией разработки формализованных моделей; методами представления данных; доказательства корректности решения задачи; навыками грамотного использования научного языка;

3-ий уровень, исследовательский:владение методологией исследования в области науки, основными способами обработки фактов, методов, алгоритмов.

В соответствии с чем, в главе 3 нами разработаны дескрипторы для контроля компетенций на 3-х уровнях гностического, функционального и методологического компонентов по математическим основам информатики и по дисциплинам профильной подготовки.

Согласно Ю.Г. Татур, «Обучающийся превзошёл порог, за которым он считается достигшим установленного уровня усвоения, если по его ответу можно судить, что он продемонстрировал такой запас знаний или умений, который позволит ему в дальнейшем самостоятельно повысить качество усвоения материала на данном уровне»

Контрольно-измерительные материалы для определения качества сформированности компетенции состоят из трех частей, соответствующих трехкомпонентной структуре самой компетенции, ее гностическому, функциональному и методологическому компонентам, и позволяют измерить и описать уровень развитости каждого из компонентов компетенции. Для оценки уровня достижения результатов обучения в условиях компетентностного подхода целесообразно использовать следующие критерии оценивания: критерий достижения уровня развитости компонентов компетенции и результатов обучения; критерий полноты сформированности конкретной специальной компетенции.

 

Литература

1.        Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования [Электронный ресурс] / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. – № 5. – 2010. – С. 22–31. – Режим доступа: http://www.vovr.upload/5-10.pdf.

2.      Потапова М.В. Концентуальный подход к конструированию основной образовательной программы квалификации бакалавр педагогического образования [Текст] / М.В. Потапова. // Введение федеральных государственных образовательные стандартов высшего профессионального образования на основе информационных и коммуникационных технологий и системы менеджмента качества, посвященный памяти профессора Д.Ш. Матроса: сб. науч. статей. – Челябинск, 23.03.2012 г. – Челябинск, 2011.

Список использованных источников
  1. Литература 1. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования [Электронный ресурс] / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. – № 5. – 2010. – С. 22–31. – Режим доступа: http://www.vovr.upload/5-10.pdf. 2. Потапова М.В. Концентуальный подход к конструированию основной образовательной программы квалификации бакалавр педагогического образования [Текст] / М.В. Потапова. // Введение федеральных государственных образовательные стандартов высшего профессионального образования на основе информационных и коммуникационных технологий и системы менеджмента качества, посвященный памяти профессора Д.Ш. Матроса: сб. науч. статей. – Челябинск, 23.03.2012 г. – Челябинск, 2011.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Методика обучения информатике, качество образования, дескрипторы уровней развития компетенций, контрольно-измерительные средства

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.