ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, ПРОВОДИМЫХ ПО МЕТОДИКЕ CLIL.

Автор: Ионова Ольга Николаевна, Кандидат педагогических наук
НП "Ломоносовская школа - Зеленый мыс"
Статья посвящена основным теоретическим аспектам преподавания информатики на английском языке по методике CLIL.

Развитие общества на современном этапе характеризуется постоянно возрастающей ролью информационных и коммуникационных технологий, значение которых сложно переоценить. С другой стороны, способность общества меняться и приспосабливаться к новым научно-техническим достижениям достаточно инертна, поэтому формирование ключевых компетентностей обучающихся является одним из наиболее эффективных и многообещающих инструментов, так как способствует не только развитию профессиональной и общекультурной компетентности, но и повышению адаптивности, мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся ситуации и эффективно решать практические задачи и возникающие проблемы.

Формированию ключевых компетентностей способствует преподавание информатики на английском языке, проводимое по методике CLIL(ContentLanguageIntegratedLearning). Особенностью данной методики преподавания является то, что ведение урока осуществляется на двух языках (родном и иностранном), т.е.в различных учебных ситуациях используется язык, подходящий к данному этапу урока и цели обучения.

При определении основных принципов методического подхода CLILв европейских странах выделяется четыре основных аспекта, т.н. 4C’s(DoCoyle, 2008 г.):

·          Content(содержание) – это знания, умения, навыки предметной области - информатики, которые формируют информационную компетентность, т.е. способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

·          Communication (общение) означает, что на уроке происходит обучение не иностранному языку, а обучение на языке, что обеспечивает прикладное применение знания иностранного языка, таким образом, обучающиеся используют иностранный язык при обучении, при этом изучая как им пользоваться. Данный аспект формирует коммуникативную компетентность, т.к. развивает способность личности к речевому общению, умению слушать, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;

·          Сognition (познание) осуществляет развитие познавательных и мыслительных способностей и способствует формированию образовательной компетентности, обеспечивающей успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях;

·          Culture (культура) – аспект, способствующий развитию общекультурной компетентности, обеспечивающий владение языком культуры, способами познания мира, представление себя как части культуры, осознание и принятие альтернативных культур.

 

Информатика, по сути, является метапредметным курсом в начальной, основной и старшей школе и обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Интеграция предметов информатика и английский язык особенно целесообразна и успешна. Интегративность определяется фундаментальностью самой науки информатики и характером основных объектов ее изучения; умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, а роль информатики в информатизации учебного процесса неоспорима. Информатика и английский язык тесно связаны между собой. Языком интерфейса многих компьютерных программ, особенно сложных интегрированных и графических пакетов, является английский язык. Все языки программирования высокого уровня используют в качестве служебных слов английские.  Преподавание информатики на английском языке позволяет учащимся взглянуть на английский язык с информационной точки зрения. Это помогает в систематизации знаний, в появлении новых ассоциативных связей,содействует развитию системно-деятельностного подхода, на основании которого и проектируются универсальные учебные действия (УУД).

Применение современных информационных и коммуникационных технологий предоставляет ряд преимуществ в организации процесса обучения:

·            Большое количество различных практических работ и заданий позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, опираясь на потенциал личности, построить индивидуальную траекторию обучения с учетом особенностей учащегося;

·          Предоставляют возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, развивают навыки самообучения, самоконтроля и рефлексии.

Таким образом, преподавание информатики на английском языке по методике CLILобеспечивает метапредметные связи и предоставляет возможность достижения практических результатов внедрения принципов новых ФГОС, а именно развивает культурную осведомленность, интернационализацию, языковую компетентность, готовность не только к обучению, а также способность применить новые знания в жизни и соответственно повышение жизненной мотивации, нацеленность на успех, что в конечном итоге, приводит к достижению основной цели – формированию профессиональной компетентности будущих выпускников, повышению их мобильности и способности адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях.

Список использованных источников
  1. 1. Ионова О.Н. Модель формирования информационной компетентности [Текст] / О.Н. Ионова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды»: сб. научных статей - СПб., 2006. – С. 26-29.
  2. 2. Ионова О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / О.Н. Ионова // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. - № 2 (26). – С. 7 – 11.
  3. 3. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/8574/1/3_Laletina_T%5B1%5D.A.pdf
  4. 4. The 4 C's model – Do Coyle | CLILingmesoftly. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clilingmesoftly.wordpress.com/clil-models-3/the-4-cs-model-docoyle/
  5. 5. The CLIL Tool Kit: Transforming theory into practice. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unifg.it/sites/default/files/allegatiparagrafo/20-01-2014/coyle_hood_marsh_clil_ toolkit _pp_48-73.pdf
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  компетентность, информационная компетентность, информатика, английский язык, CLIL

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.