ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Формирование исследовательской компетенции на уроках информатики.

МОУ "Гимназия им. Н. В. Пушкова"
В современной школе ученик заинтересован осваивать лишь те знания, которые непосредственно связаны с опытом самого обучающегося, его жизненными потребностями и интересами. Проблема современного образования заключается в том, чтобы раскрыть, а затем и направить интересы ученика для более глубокого изучения интересующей его области знания, что в будущем поможет ему в выборе профиля в обучении и в приобретении перспективной для него специальности.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели. Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускника школы требованиям общества стало недостаточно, традиционные ЗУНы уступают место компетенциям. Компетенция включает совокупность взимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Одна из главных целей воспитательного-образовательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию -  привлечение к исследовательской деятельности творчески мыслящих учащихся. Среди ключевых компетенций исследовательская компетенция является ведущей и включает в себя другие компетенции. Она предполагает:

1) способность ставить и решать исследовательские задачи;

2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;

3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

4) готовность и способность эффективно строить научное общение.

Исследовательские компетенции учащихся формируются в процессе использования методов и приемов обучения, применяемых при исследовательском обучении. Его цель - формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Под исследовательской деятельностьюв педагогической науке  понимается  совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных для учащихся  фактов, теоретических знаний и способов  деятельности.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

 В современной педагогике  выделяются три уровня  реализации исследовательского метода в  обучении:

- учитель  ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, которое  предстоит  найти  ученику самостоятельно;

- педагог ставит проблему, а сам её метод  решения  ученик  ищет самостоятельно    (допускается коллективный поиск);

- постановка проблемы, поиск  методов её исследования и разработка  решения  осуществляется  учащимися самостоятельно.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу — предлагает возможные варианты решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

  Цель деятельности педагога - его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся, формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, а также развитие исследовательских умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности, частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение).В своей практической деятельности.

Такие приемы, несомненно, формируют у школьников исследовательскую компетенцию. Результатом работы школы стала сформированность рефлексивных умений (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи), поисковых (исследовательских) умений (умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта), умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи), а также презентационных умений и навыков (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, в том числе и технические средства).

Организуя учебно-исследовательскую деятельность учащихся, многие педагоги считают, что если ученик проходит через традиционные этапы научного исследования, то такого рода организованная деятельность его личностно меняет. Однако подобная позиция является внешней по отношению к развитию личностного опыта ученика. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой  переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

Таким образом, для педагога главный результат исследовательской работы ребенка делится на две составные части: первая – продукт (собственно результат) исследования школьника: его выводы, предложения, макеты, модели и т. д. Второй результат – педагогический (наиболее актуальный для учителя) – опыт самостоятельной, творческой работы, новые знания, умения, психические новообразования обучающегося, что и является, на наш взгляд, основой исследовательской компетентности ученика.

В современной школе ученик заинтересован осваивать лишь те знания, которые непосредственно связаны с опытом самого обучающегося, его жизненными потребностями и интересами. Проблема современного образования заключается в том, чтобы раскрыть, а затем и направить  интересы ученика для более глубокого изучения  интересующей его области знания, что в будущем поможет ему в выборе профиля в обучении и  в приобретении  перспективной для него специальности.

Этому будет способствовать исследовательская деятельность обучающихся, которую необходимо формировать уже с пятого класса. Попробовав себя в изучении основ разных наук,   ученик уже осознанно сможет подойти к выбору профиля, который поможет ему глубоко и всесторонне подготовиться к выбору профессионального учебного заведения.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.), владение способами работы с информацией:

поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации, преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.). Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативнойкомпетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).

Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.). Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.). Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) .

В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в начальном и среднем звене для их формирования можно и нужно найти место: осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.). Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

Общекультурная компетенцияполучает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так: владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).

Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.).

Можно встретить рассуждения о том, что главенствующую роль необходимо отвести учебно-познавательной компетенции. Действительно, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенцииможно выделить:

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

И, в заключении, рассмотрим создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).

Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).

Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Мы полагаем, что наличие компетентностного подхода в системе образования гораздо уместнее и органичнее, чем отсутствие. Было бы прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание заданий учебников соответствующими заданиями, но в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Литература

Список использованных источников
  1. 1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.
  2. 2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
  3. 3. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.
  4. 4. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.
  5. 5. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.
  6. 8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  исследовательская компетентность, информатика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.