ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИНФОРМАЦИОННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Автор: Касторнова Василина Анатольевна, Кандидат педагогических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Описывается взаимосвязь понятий информационно-образовательной среды и образовательного портала, предоставляющего единый с концептуальной и содержательной точек зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на участников учебного процесса.

В научно-методической литературе за последние годы можно найти такие понятия, как «информационная среда», «информационная среда обучения», «образовательная среда», «информационно-образовательная среда». Все эти понятия относятся к разным аспектам среды, связанной с педагогикой и информатизацией образования. Рассмотрим данные понятия более подробно.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации [1] употребляется термин информационная среда. Под информационной средой авторы понимают «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах».

Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и способствует повышению качества обученности. Передача «суммы знаний» обучаемым в процессе обучения и обучение методам приобретения знаний – это умения, которые формирует информационная среда. Преимущественно учебная информационная среда формируется преподавателем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.); педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.); Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающей в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающей оперативный доступ к информации и осуществляющей образовательные научные коммуникации.

Термин информационно-образовательная среда понимается как основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, педагогов, родителей, администрацию учебных заведений и общественность [2]. Согласно последнему определению, подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах. На информационную образовательную среду необходимо смотреть как на систему, в которой структура и информационные потоки оптимизированы с точки зрения формирования новых подходов к организации всей образовательной деятельности.

Особенности различных режимов работы в информационно-образовательной среде охватывают различных участников (субъектов) этого процесса.

Режим преподавателя позволяет: просматривать результаты выполнения заданий и проектов (контрольные вопросы, практические задачи, тесты); добавлять, редактировать, удалять информационно-образовательные ресурсы (лекции, практические задачи, тесты) для поддержки учебного процесса; организовывать доступ к дополнительным сетевым образовательным ресурсам (информационно-справочным системам, библиотекам, тематическим сайтам);

Режим студента позволяет: осуществлять выбор учебно-методических материалов по определенной тематике из иерархического списка лекций, авторов, учебных дисциплин в режимах on- и off-line; проводить самоконтроль и тестирование с возможностью просмотра результатов и получения on-line помощи; размещать выполненные задания и собственные проекты по тематике проводимого эксперимента на сервере.

Создание информационно-образовательной среды учебного заведения может проходить с помощью разных технологий, одной из которых является система порталов. Портал есть сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к Интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точек зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию [3].

Таким образом, пользователь, войдя на портал, должен за минимальное время получить доступ к тому набору образовательных услуг и информационных ресурсов, в которых он нуждается и которые в принципе достижимы в настоящее время в сети. Всякий образовательный портал (ОП) должен быть инструментом реализации образовательных технологий, должен обеспечивать поддержку традиционных и дистанционных технологий обучения, механизмы открытого образования и другие перспективные образовательные технологии за счет соответствующего информационного, функционального и инструментального «наполнения».

Система порталов подразумевает некоторую технологию работы с ней, которая осуществляет создание для пользователя (преподавателя, студента, администратора) так называемого информационного рабочего места. Информационное рабочее место (ИРМ) в широком понимании этого слова определяет некоторую компьютерную систему, предоставляющую потребителю средство доступа как к локальным, так и глобальным информационным ресурсам, а в более узком – подразумевать точку входа как в локальную компьютерную сеть с возможностью выхода в глобальную, так и рабочим местом учащегося и преподавателя (учителя), использующего в полном объеме возможности информационных и коммуникационных технологий с условием осуществления образовательной деятельности, определяемой структурой и видом учебного заведения [4].

Информационное рабочее место по своей сущности предоставляет пользователю некий набор базовых сервисных услуг. Его основное предназначение заключается в их интеграции и способности обеспечить пользователю широкий спектр информационных ресурсов в зависимости от его профессиональных интересов.

Все ИРМ являются частью информационно-коммуникационной среды учебного заведения, представляющей совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Работа ИРМ должна быть организована так, чтобы все данные информационно-коммуникационной среды являлись доступными для всех пользователей, инициировали ее развитие и функционирование.

Для преподавателя ИРМ является средством для подготовки к занятиям как внутри учебного заведения, так и вне его, а также средством организации учебного процесса на базе использования средств ИКТ. С помощью ИРМ преподаватель может более успешно осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося.

Для учащихся ИРМ должно стать учебным рабочим местом, виртуальной партой, виртуальным дневником и тетрадями. Все это учащийся должен иметь в своем распоряжении не только во время проведения занятий по расписанию, но и в свободное от занятий время. 

Список использованных источников
  1. 1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – URL: http://www.informika.ru/text/goscom/informat.html
  2. 2. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.: ил. - (Информатизация образования)
  3. 3. Концепция создания системы Интернет-порталов сферы образования // Интернет-порталы: Содержание и технологии: Сборник науч. статей. Вып. 1. – М.: Просв., 2003. – 720 с.
  4. 4. Касторнова В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: Монография. – Череповец: ЧГУ, 2011. – 461 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.