ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОГРАФИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Автор: Заславский Алексей Андреевич, победитель конкурса У.М.Н.И.К 2011 года
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской педагогический университет"
Современные информационные и телекоммуникационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей представления информации. Использование инфографики в рамках образовательного процесса имеет особую специфику и позволяет существенно расширить количество одновременно используемых каналов восприятия информации.

Информационные технологии в настоящее время получили достаточно широкое распространение в осуществлении образовательной деятельности. Они предоставляют учителю удобные инструменты и сервисы для решения поставленных задач, а так же возможность использования их в различных учебных ситуациях. Одним из таких приемов становится построение инфографики.

На основании проведенного анализа подходов к определению понятия «инфографика» [2, 3, 4], мы будем придерживаться следующего – инфографика представляет собой графическую декомпозицию свойств объекта, предмета, процесса или явления и связей между ними, т.е. графическое представление свойств объекта, предмета, процесса или явления и демонстрация связей между этими свойствами.

Таким образом, одно изображение объекта, предмета, процесса или явления, без дополнительной информации не будет являться инфографикой. Чтобы полноправно считать графический объект инфографикой необходимо соблюдать следующие правила:

1)       сформулировать четкую тему;

2)       использовать простые графические образы, понятные и знакомые целевой аудитории;

3)       демонстрировать связи и зависимости между элементами;

4)       наглядно представлять статистическую информацию;

5)       применять приемы сравнения и сопоставления;

6)       соблюдать художественные принципы подбора цвета, стиля шрифтов, компоновки и т.д.;

Так же можно выделить два подхода к составлению инфографики – индуктивный и дедуктивный. В первом случае объект, процесс или явление изначально разбивается на составные части и элементы. Результатом инфографики является получение самого объекта, процесса или явления, заявленного в теме изучения. Во втором случае центром, т.е. основным объектом, является уже итоговый изучаемый объект, который, в свою очередь, раскладывается на составляющие компоненты. Чередуя и комбинируя такие подходы, можно обеспечить гибкость изложения, оригинальность подачи, разнообразие представления и расставления акцентов при изучении конкретной темы курса информатики.

О качестве составления инфографики говорят вызывающие ассоциации запоминающиеся пиктограммы, мягкое единообразное цветовое решение, логическое расположение на рабочей области содержательных элементов, концентрированность содержания, наглядность представления отношений однотипных элементов (плотность компоновки, объемы памяти, количество инструкций), лаконичность определений, а так же минимальное количество сопроводительного текста.

В качестве вариантов работы с представленной инфографикой можно выделить:

1)       демонстрация на экране;

2)       рассылка по электронной почте для самостоятельной работы;

3)       возможность распечатки с определениями для индивидуального изучения материала;

4)       возможность распечатки без определений и комментариев с последующим заполнением пропусков;

5)       работа по дополнению и расширению содержания дисциплины;

6)       проведение сообщения или выступления по инфографике;

7)       проведение контрольно-проверочных испытаний;

8)       использование в качестве наглядного и справочного пособия;

Инфорграфика является одним из перспективных вариантов представления информации, поскольку не только имеет возможность представлять информацию структурированно, компактно и лаконично, а так же удобна для применения при различных формах обучения, но и не теряет своих достоинств при использовании мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

Список использованных источников
  1. Награды Малофиеджа в области инфографики // Инновации газетной отрасли 1999 г. — М., 2001
  2. Смикиклас Марк. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений // М.Смикиклас. – С.-Пб.: Питер. – 2013. – 152 с.
  3. Эрреа X. Инфографика: что такое и с чем ее едят Электронный ресурс. / X. Эрреа. Режим доступа: http://kak.ru/columns/masterclass/a1044 (дата обращения: 23.11.2008)
  4. Wildbur P. Information graphics. - London, 1970.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  инфоргафика, индивидуализация, обучение информатике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.