ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Из практики применения интерактивных методов обучения

Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс Ливенский филиал
Интерактивные формы обучения необходимы в современном образовании, т.к. в последние десятилетия кардинально изменилась сама концепция преподавания. Теперь преподавателю недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний аудитории. Необходимо путем активного вовлечения студентов в учебный процесс стимулировать их познавательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) подготовки специалиста по направлениям подготовки образовательными учреждениями на территории Российской Федерации. Одно из требований к условиям реализации ООП является использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий,  доля которых должна составлять не менее 20% аудиторных занятий.

Интерактивные методы побуждают студентов к активным действиям, позволяют им переживать достаточно сильные эмоции, которые способствуют лучшему проникновению в конкретную ситуацию, а главное, превращают пассивных слушателей в активных участников учебного процесса.

Главное место на интерактивном занятии отведено диалогу.  Интерактивные методы стимулируют коммуникативные навыки, ориентируют взаимодействие студентов не только  с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов.

Интерактивные формы проведения занятий позволяют:

·        повысить мотивацию обучения;

·        повысить эффективность запоминания учебного материала;

·        развивать самостоятельность за счет стимулирования поисков и вариантов решения поставленной учебной задачи;

·        развивать коммуникативные навыки:  работа в команде, терпимость к любой точке зрения, соблюдение  прав каждого на свободу высказываний, уважение достоинства собеседника;

·        успешно формировать профессиональные навыки;

·        выходить на уровень осознанной компетентности студента.

Интерактивное занятие смещает руководящий центр  - преподавателя с его пьедестала. Ему теперь отводится роль помощника-консультанта, контролера-учетчика времени и этапов занятия. Главная роль на занятии отводится самим студентам.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить: дискуссии и круглые столы, мозговой штурм, ролевые игры, мастер-классы, ситуационный анализ, метод проектов.

В своей практике чаще всего я использую работу в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, позволяющая практиковать навыки сотрудничества, межличностного взаимодействия. Группа может состоять о 2-х до 5 человек. Работа в парах самый распространенный способ ведения практических занятий в компьютерном классе в силу того, что два человека размещаются за одним рабочим местом. Но в большинстве случаев это сводится к ситуации ведомый-ведущий. Чтобы этого избежать, следует заранее распределить роли. Например, если первый студент (в основном) выполняет практическую часть задания, второй записывает результаты, формирует отчет, дает краткие пояснения по ходу выполнения работы. Другой способ – объединение в группы по 4 (2+2) с небольшими вариациями в заданиях – стимулирование взаимопомощи.

На практических занятиях в конце темы (раздела) мною практикуются ролевые игры.  Игра проводится в группах по 5-6 человек. В каждой группе выбирается старший (ответственный) который распределяет роли в команде, контролирует весь процесс выполнения задания, оценивает результаты (вплоть до выставления оценок за работу).

Перед тем как организовать работу в группах, следует убедиться, что студенты владеют умениями навыками, необходимыми для самостоятельной работы. Нехватка опыта очень скоро даст о себе знать — студенты не станут прилагать усилий для выполнения задания. Необходимо также сформулировать максимально понятные  инструкции (не помешает отразить их на карточках). Надо предварительно рассчитать оптимальный отрезок времени на выполнение задания.

Одной из самых эффективных форм подачи теоретического материала является мини-лекция. Для стимулирования познавательной активности перед началом изложения какого-либо материала преподаватель спрашивает, что студенты знают, выслушивает желающих высказаться (по существу вопроса), задает дополнительные вопросы, вовлекает в дискуссию все новых и новых участников. Практически используются элементы «мозгового штурма». Длится такой процесс 3-5 минут, затем преподаватель переходит к расстановке акцентов, дополнению, структурированию материала и предлагает студентам  самостоятельно сформулировать выводы. После этого можно перейти к следующему вопросу. Мини лекция в целом длится от 20 до 30 минут, затем следует перейти к другой форме работы (либо подвести итог занятия, если мини-лекция завершает пару). Главное преимущество интерактивных методов – их наглядность, главный минус – непредсказуемость.

После проведения интерактивного занятия важно правильно подвести итоги. Необходимо учесть эмоциональный и оценочный аспект, правильно сформулировать  общие итоги и выводы.

Примерный перечень вопросов:

·        что произвело на вас наибольшее впечатление?

·        что вам помогало в процессе выполнения задания, а что мешало?

·        есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

·        чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

·        учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

·        как вы оцениваете свои действия и действия группы?

·        если бы вам предложили выполнить задание еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы как в процессе познания нового, так  и при закреплении изученного. Одной из форм закрепления материала является блиц-опрос.  На отдельном столе в аудитории  располагаются карточки с вопросами, преподавателем приглашается первый отвечающий.  Если студент не в состоянии ответить на выбранный вопрос, он передает его другу и тянет второй. Если после второй попытки студент не дает ответ на выбранный вопрос, он берет «помощь зала». Успешно ответивший на вопрос студент вызывается следующего отвечающего.  Жюри (2-3 подготовленных студента) ведут учет правильных ответов и подводят итоги. Блиц-опрос длится 15-20 мин и играет роль разминки перед  выполнением сложного практического задания.

Интерактивные методы применяются  во множестве форм, мною приведены лишь малая часть, которая опробована в моей преподавательской практике.  В силу специфики преподаваемых дисциплин я не использую круглые столы,  дебаты, тренинги и другие методы, предполагающие длительные дискуссии.  В моем случае основная цель  – связать теорию с практикой (опытом), разбудить интерес к изучаемому предмету, стимулировать познавательную и коммуникативную деятельность студентов.  

Список использованных источников
  1. Информационно-аналитический обзор интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Академия ФСИН России. [Электронный ресурс]  URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html#_Toc282762096 ]
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.