ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Особенности обучения информатике в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Магнитогорский государственный технический университет
Изучение информатики в специальных (коррекционных) школах довольно актуальный вопрос, так как этот предмет введен в базисный учебный план недавно. В статье рассмотрены особенности детей с нарушением интеллекта и их возможности при изучении такого предмета как информатика.

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя персонального компьютера. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира.

 Коррекционное учреждение VIII вида – это учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не столько усвоению учащимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основным направлением специального обучения является работа по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы они могли более полноценно жить и трудиться. Для достижения данной цели в коррекционные школы VIIIвида (дети с нарушением интеллекта) в областной базисный учебный план введен предмет «Информатика и ИКТ».

В специальной коррекционной школе изучение информационных технологий приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Ребенок с нарушениями в развитии может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением,а наоборот предметом для самообразования. Такими инструментами, позволяющими активизировать познавательную деятельность ребенкаявляются специализированные компьютерные программы, упражнения, цифровое оборудование.

Интеллектуальная недостаточность учащихся, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Возможность работы с информационными технологиями помогает применять новые приемы и методы в коррекционном обучении,а также повышаетинформационную культуру учащегося.Разумеется, информационныетехнологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы, а также помогают педагогу решать задачи развития и обучения.

У учащихся специальных (коррекционных) школ VIIIвида уже кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми проблемами, явлениями окружающей среды, хорошо известными каждому школьнику, живущему в нормальной семье. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания обучения, к скудности речевых средств, используемых учеником, как в быту, так и на уроках.

Предмет «Информатика и ИКТ» в специальной (коррекционной) школе VIII вида представлен основным его разделом «Информационные технологии», который рекомендуется ввести как модуль в учебные предметы «Трудовое обучение», «Профессионально-трудовое обучение», «Производственное обучение», или реализовать за счет часов компонента образовательного учреждения (обязательных занятий по выбору, факультативных занятий) в 5-9 классах.

Основными задачами раздела «Информационные технологии» являются:

·  формирование у учащихся элементов компьютерной грамотности - умения рисовать, читать и писать с использованием компьютера;

·  развитие у учащихся навыков информационной культуры - умения получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию с помощью информационных технологий;

·  повышение уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности.

Таким образом, предмет «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) школах обеспечит дополнительную учебную мотивацию, и активизируют познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта. 

Список использованных источников
  1. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М .: Академия, 2002. – 160 с.
  3. Первин Ю. А. Методика раннего обучения информатике: Учебное пособие / Ю. А. Первин – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 288 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.