ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕР И ИНФОРМАЦИЯ» В 6 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Магнитогорский государственный технический университет
В данной статье рассмотрена методика преподавания раздела «Компьютер и информация» в 6 классе автора Л.Л. Босовой. Выявлено несоответствие тем практических работ темам уроков. Предложена дидактическая игра для первого урока.

В настоящее время учебник по информатике и ИКТ Л.Л. Босовой является единственным рекомендованным к использованию в  образовательных учреждениях в 6 классе [1]. По методике Л.Л. Босовой, учебный материал в 6 классе делится на 3 раздела [2]:

1.       Компьютер и информация.

2.       Человек и информация.

3.       Алгоритмы и исполнители.

На изучение раздела «Компьютер и информация» отводится 12 часов. Рассмотрим рекомендованное поурочное планирование этого раздела.

Урок 1. Рекомендуется изучить следующие теоретические темы: «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места»  и выполнить компьютерный практикум по теме «Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов».

Урок 2. Тема: Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

Урок 3. Тема: Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1).

Урок 4. Тема: Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2).

Урок 5. Тема: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Практическая работа: Работа с приложением Калькулятор.

Урок 6. Тема: Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1).

Урок 7. Тема: Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»  (задание 2).

Урок 8. Тема: Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа (Практические работы №№1-3).

Урок 9. Тема: Растровое кодирование графической информации.

Урок 10. Тема: Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. «Нумерованные списки».

Урок 11. Тема: Единицы измерения информации. Практическая работа №5. «Маркированные списки».

Урок 12. Контрольная работа[2].

Анализируя поурочное планирование первого раздела («Компьютер и информация») можно заметить, что многие темы практических работ не совпадают с темой урока. На девятом и двенадцатом уроках практические работы не предусмотрены. На уроках под номерами 2, 5 и 8 планируемые практические работы разработаны по тем же темам, что и уроки. На остальных уроках темы практических работ не совпадают с темами уроков.

Можно заметить, что в большинстве случаев тема практической работы не соответствует теме урока. На наш взгляд, практическая работа (практическая часть занятия) должна быть направлена на закрепление пройденного материала и способствовать лучшему усвоению темы. Особенно, при изучении сложных для понимания тем, как, например, «Системы счисления». В 6 классе в разделе «Компьютер и информация» происходит первоначальное знакомство с этой темой, в следующих классах знания по этой теме будут углубляться, поэтому важно, чтобы шестиклассники хорошо усвоили этот материал. В предложенной методике большинство практических работ выполняются на темы не связанные с темой урока, что, на наш взгляд, отвлекает внимание от изучения нового материала и снижает эффективность его усвоения.

На некоторых уроках можно заменить практику дидактической игрой на тему урока. Так, например, на первом уроке можно провести игру «Слова» по теме «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией». При выполнении задания ученики используют знания, приобретенные на данном уроке, и ранее полученные знания.

Дидактическая игра «Слова» (игра-соревнование).

Цель: формирование познавательного интереса к информатике через игру.

Задачи.

Обучающая: повторить и обобщить знания по теме: «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией».

Воспитательная:

·          развивать умение работать в коллективе;

·          воспитать стремление к учению.

Развивающая: развивать умение применять знания в новой ситуации;

Ход игры

Класс делится на 2 команды с примерно равным количеством человек (например, по рядам). Представители команд достают из мешочка по 15 букв.

Задание:

За десять минут составить как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже единственного числа), связанных  с компьютером и информацией.

Подведение итогов.

Представители команд по очереди называют придуманные слова. Выигрывает та команда, которая вспомнила наибольшее количество слов.

Использование дидактических игр позволит повысить уровень усвоения сложного материала.

Список использованных источников
  1. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2873
  2. 2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов [Текст] / Босова Л. Л., Босова А. Ю. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.