ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы: Федосов Александр Юрьевич 1, Доктор педагогических наук, Доцент, Белова Евгения Юрьевна 2
1 Московский педагогический государственный универсистет, 2 Российский государственный социальный университет (РГСУ), г.Москва
В тезисах доклада представлено методическое обоснование применения интеллект-карт в учебном процессе начальной школы, рассмотрены различные аспекты применения интеллект-карт на интегрированных занятиях по информатике.

Метод использования интеллект-карт в обучении младших школьников является сравнительно новым способом обучения для отечественной школы. Анализ исследований в области использования интеллект-карт в обучении (П.П. Иванов, Е.Ф. Костюкевич, Е.В. Костяева, Е.П. Перминова, Т.П, Пушкарева, М.В. Симонова) [6,7,8] показал, что их использование в учебной деятельности позволяет обеспечить повышение мотивации к обучению направленную на сбор, систематизацию и наглядное представление знаний, передачу информации об изучаемом объекте, осуществление качественной обратной связи.

Интеллект-карта является графическим выражением процесса ассоциативного мышления. В основу её составления положен принцип радиантного мышления. Карты строятся по закону ассоциаций, отправной точкой является центральный образ, от которого во все направления расходятся лучи. Над лучами указываются ключевые слова или рисуются образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями.

Метод интеллект-карт является отличным инструментом переработки информации в знание. Он позволяет сформировать у учащихся умение работать с информацией, выделять главное, обобщать и анализировать. Метод интеллект-карт можно использовать на разных ступенях обучения. Для младших школьников это будет интересно, ведь они рисуют её цветными карандашами на бумаге, их никто не ограничивает в том, что должно быть нарисовано, ученик рисует всё, что ему приходит на ум. Интеллект-карты можно представить как проект, где учащиеся будут учится работать в группах.

Необходимо отметить, что использование метода интеллект-карт отвечает целям и задачам обучения информатике в начальной школе, в частности: способах работы с информацией, в том числе и с использованием компьютера; научить приёмам организации информации при решении учебных задач.

В начальной школе на интегрированных занятиях по информатике можно использовать для:

1. Объяснение нового материала. Интеллект-карта характеризуется такими свойствами как наглядность,привлекательность и запоминаемость, что позволяет окидывать всю карту одним взглядом, яркость и красочность пробуждает интерес разглядывать её, а запоминается карта благодаря работе обоих полушарий мозга.

2. Закрепление нового материала. В данном аспекте можно отметить поиск и выделение необходимой информации, преобразование модели с целью выявления связей между объектами.

3. Контроль изучения нового материала. Интеллект-карта позволяет структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить модель полученных знаний.

4. Составление планов-пересказов. Интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа. В ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст.

5. Проектная деятельность. Даже для реализации проекта можно использовать ту же интеллект-карту: разбить проект на простые составляющие, если это коллективный проект – кто будет участвовать и какие функции выполнять, если индивидуальный – какие задачи нужно решить, какие результаты получить на выходе.

Организация урока изучения нового материала может выглядеть следующим образом. В начале занятия проводится обзор новой темы. В ходе обзора учащиеся получают представления о содержании темы, узнают новые факты, изучают тематические изображения и параграфы учебника или рабочей тетради. По завершению обзора осуществляется переход к графической структуре изучаемой темы для создания её целостного наглядного образа. Выделяется ключевое понятие, о котором будет говорится на протяжении всей темы и его графический образ. Таким образом, формируется центральный образ интеллект – карты. Опираясь на результаты обзора, выявляются основные характеристики раскрывающие центральное понятие – характеристики определяют структуру интеллект – карты. В конце урока учащиеся уже имеют наглядный образ той темы, которую им предстоит изучить, видят её структуру, последовательность изучения, понимают логику. Дальнейшая работа заключается в заполнение ветвей соответствующей информацией из учебника, рабочей тетради, других источников и установление связи между элементами этой информации. Чем больше таких связей учащийся сможет найти и отобразить самостоятельно, тем лучше он понимает контекст, тем целостнее и системнее видит тему. По изображённым на карте стрелкам-связям можно восстановить и понять ход рассуждений ребёнка, выявить их логику или отсутствие её. Эта особенность технологии позволяет учителю своевременно обнаружить когнитивные затруднения отдельного учащегося и оказать ему необходимую помощь. Адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему запоминанию и пониманию темы. Очень важно и то, что добавляя в интеллект-карту на последующих уроках новые образы, учащийся видит и то, что было зафиксировано ранее, вспоминая тем самым предыдущий материал. Более того он видит направление своей дальнейшей работы, у него включаются процессы предварительного обдумывания, тем самым повышается мыслительная активность [1].

«В широком смысле, ментальная карта – это простая техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной и наглядной форме. В более узком смысле, это определенный способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, а также удобная техника альтернативной записи» [2].

Адаптирование метода интеллект-карт в обучении младших школьников процесс длительный и требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект-карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает её на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить учащихся с подробным алгоритмом её построения, который рекомендует Т.Бьюзен [3]. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт. Сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык [4].

Использование метода интеллект-карт направлено на достижение всех видов результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных).

Современные информационные технологии позволяют перенести рисунок интеллект-карты в электронный вид с помощью специализированных программ. Такие программы являются удобным инструментом создания интеллект-карт и средством структурирования информации (FreeMind,. The Personal Brain, Mindjet Mind Manager). Такжеимеютсяon-line программыдлясоставленияинтеллект-карт: Mind Meister, Bubbl.us, Mindomo, Basic, Mind42.

Использование такого рода программного обеспечения существенно облегчает построение интеллект-карты. Если освоение специализированной программы учащися начальной школы вызывает затруднения, рекомендуется использовать графические возможности текстового процессора MicrosoftWord[5]. Приобретённые навыки будут служить основой более глубокого освоения MicrosoftWordв курсе информатики основной школы.

Идея интеграции занятий по информатике и других предметов курса начальной школы с использованием данного метода может помочь выявить причинно-следственные связи не только в отдельно взятой учебной дисциплине, но и взаимосвязь и объединение отдельных компонентов относящихся к различным областям знаний предметам.

Использование интеллект-карт, как метода обучения адаптивного к когнитивным возможностям каждого учащегося, является одним из перспективных направлений развития методики интегративного обучения информатике и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Список использованных источников
  1. 1. Бершадская Е., Соколова И. Мыслить системно с первого класса //интернет – журнал Лицей [Электронный ресурс] – 2014. – URL: http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-kart/6485-uchimsya-myslit-sistemno-s-pervogo-klassa
  2. 2. Борискина Ю.М., Грибова Е.В. Ментальные карты как современная информационно-педагогическая технология в системе образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина.
  3. 3. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Супермышление /Т. Бьюзен; пер. с англ. Самсонов Е.А. Минск:ООО «Попурри», 2003. 304 с.
  4. 4. Зайцева М.А., Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. //СибАК: Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. 2012. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1996-2012-04-17-09-26-34 (дата обращения: 12.05.2014).
  5. 5. Информационный англоязычный портал MakeUseOfhttp://www.makeuseof.com/tag/build-mind-map-microsoft-word/.
  6. 6. Перминова Е.П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. №13. С.135-140.
  7. 7. Пушкарёва Т.П. Применение карт знаний для систематизации математической информации // Мир науки, культуры, образования. 2011. №2. С.139-144
  8. 8. Симонова М.В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения [Текст]/ Симонова М.В. // Научные исследования в образовании. 2008. №6. С.44-47.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  Интеллект-карта, начальное обучение информатике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.