ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет
В работе рассматривается реализация федерального государственного образовательного стандарта через проектную деятельность учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода.
Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер

В России в настоящее время принят ряд важных законодательных документов, направленных на развитие информационного общества, преодоления информационного неравенства. Документы приняты как на международном, так и федеральном уровне. Среди них Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008г. № Пр-2012, Государственная программа Информационное общество (2011-2020 годы.), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р и другие. Согласно данным документам новые информационные и цифровые технологии должны дать существенный импульс развитию интеллектуального потенциала нашего общества.

Указанная тенденция нашла своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах  начального общего и основного общего образования, направленных на обеспечение единства требований, предъявляемых к качеству образования личностью, обществом, государством, и формирование готовности личности к самостоятельному непрерывному образованию в течение жизни.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения его качества, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, образовательный стандарт сегодня должен не служить средством фиксации состояния образования,  достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Следует иметь в виду, что существуют различные подходы к постановке проблемы качества. Отметим, прежде всего, что качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, безусловно, связаны между собой, но это не одно и тоже. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантируют качество образования в целом, так как его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества [1].

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Системно-деятельностный подход объединил в себе системный подход, осуществляющий взаимосвязь всех предметов школьного образования и формулирующий цели и требования к результатам образования, и деятельностный подход, позволяющий формировать у учащихся умения и различные навыки. Новый стандарт прямо требует, чтобы общеобразовательная школа ориентировалась не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей.  Кардинально меняется механизм формулирования целей образования: новые стандарты исходят не из того, чему учила (или может научить) школа, а из того, что может быть востребовано в будущей профессиональной, личной, социальной жизни выпускника [2].

Метапредметность является остовом федерального государственного образовательного стандарта. Из школьных образовательных областей именно информатика является метапредметной дисциплиной, способной помочь в достижении метапредметных результатов образования. Существуют несколько видов деятельности, которые обеспечивают достижение результатов метапредметной направленности, обозначенных в ФГОС, это – исследовательская, проектная и коммуникативная. Исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение объективных знаний, проектная деятельность – вид деятельности направленной на получение реального практического продукта, коммуникативная -  вид деятельности, направленной на прием и передачу информации [3]. Проектная деятельность включает в себя исследовательскую и коммуникативную составляющие.

У каждого человека есть своя система жизненных координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает целостные основания, реализует свой путь. Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.Деятельность в данном случае – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели. Процесс деятельности начинается с постановки цели, далее следует уточнение задач, выработка плана, установок, схем предстоящих действий, после чего ученик приступает к предметным действиям, использует определенные средства и приемы, выполняет необходимые процедуры, сравнивает ход и промежуточные результаты с поставленной целью, вносит коррективы в свою последующую деятельность [4].

Задача учителя информатики активизировать у учащихся познавательную деятельность. Поможет ему в этом реализация учебных проектов на любом уровне образования и для любой возрастной категории обучающихся. В проектной деятельности, с учётом введения ФГОС НОО и ООО реализуются не только личностные, предметные и метапредметные результаты, но и формируются все виды универсальных учебных действий. В рамках учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» можно говорить о краткосрочных и долгосрочных проектах при изучении различных тем. Долгосрочные проекты можно использовать при переходе учащихся с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Рассмотрим в качестве примера проект «Мое любимое домашнее животное», рассчитанный на учащихся 5 классов и оформленный в текстовом процессоре в виде реферата включает в себя разделы: история приобретения, содержание и уход, смешной случай и приложение. В приложении учащиеся проявляют свои творческие способности: кто-то  рисует своего питомца, кто-то сочиняет о нем загадку, кто-то пишет стихи, кто-то готовит компьютерную презентацию с фотографиями любимого животного, а самые увлеченные учащиеся успевают сделать несколько различных приложений. В результате выполнения  данного проекта реализуются такие задачи обучения как: планирование учащимися действий для достижения поставленной цели; формирование навыков сбора, фильтрации и обработки информации; развитие аналитического, логического и критического мышления; развитие всех видов универсальных учебных действий; умение составлять и грамотно оформлять результаты работы: план, титульный лист, информационный блок, приложение, а при необходимости и библиографию; соблюдение временных норм; формирование позитивного отношения к работе.

Образование должно быть избыточно, но именно в той области знаний, к которой ученик предрасположен, к которой у него есть способности, которую он сам охотно выбирает. Только так закладываются основы системного мышления и мировоззрения [2]. Поэтому проекты  будут иметь метапредметный характер с учетом интересов и пожеланий учащихся.

Метод проектов способствует выполнению важнейшего требования к образовательному процессу в новой школе – «учить и учиться в среде XXI века»[2].

Список использованных источников
  1. С.А.Бешенков, Т.Б.Захарова, А.А.Кузнецов, Образовательные стандарты по информатике для средней общеобразовательной школы.// Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие/ под ред. А.А.Кузнецова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире/ А.Г.Асмолов ; ред.-сост. Н.А.Пастернак. -2-е изд., знач.доп. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
  3. Системно-деятельностный подход: критерии метапредметных результатов профессионально-педгогического образования. Материалы организационно-деятельнстной игы – 1 (ОДИ-1), Иркутск, 2013.
  4. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно - методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос», 2012.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Федеральный государственный образовательный стандарт, проектная деятельность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.