ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа №843 (Здание 2)
Работа имеет междисциплинарный характер, рассматриваются возможности активизации познавательного интереса учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий. Такой взгляд будет интересен учителям информатики и/или астрономии.

Формирование познавательных интересов учащихся должно происходить по порядку, через все уровни эволюции познавательной необходимости, и непременно достигнуть заключительного уровня. Необходимо поддерживать развитие познавательных потребностей учеников, особенно, через любознательность, от потребности во впечатлениях, и до потребности в творческой активности.

Процесс формирования познавательного интереса школьника является сложным и многозначным, который следует рассматривать с разных сторон. Организовывая процесс обучения преподавателю нужно учитывать множество факторов, которые оказывают позитивное воздействие на выстраивание познавательных мотивов у учеников, использовать вариативные методы и средства. Мотивация может реализовываться содержанием, это связано с изложением, отбором, представлением и структурированием учебного материала, а также процессом, это связано с выстраиванием учебной деятельности учеников. 

Преподавателей нужно подготовить к целенаправленному выстраиванию познавательных интересов учащихся. Это включает анализ не только сущности этого процесса, но и специфику применения методологических путей в обучении при использовании информационных и телекоммуникационных технологий как средств обучения.

К основным средствам которые помогают информатизации учебно-воспитательного процесса относятся следующие компоненты: обучающие программы, электронные энциклопедии, электронные учебники и справочники, клавиатурные и другие виды тренажеров, контрольно-измерительные материалы на автоматизированной основе, системные программы, программирующие системы, прикладное программное обеспечение различного назначения, средства для организации воздействия нам субъектов учебного процесса и т.д.

Объединение ряда средств в программно-методический комплекс, которому присущ определенный подход к обучению, обозначается как образовательное электронное издание, образовательный ресурс. К сожалению, в настоящее время имеется отставание методических разработок в области применения таких средств от соответствующих технологических разработок, что приводит к разрыву между потенциальными и реальными возможностями применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании

Разумное использование педагогом средств информационно-коммуникационных технологий должно обеспечивать наивысший позитивный результат для развития мотивации учащихся за наименьшее время. Формирование это должно опираться на внешний компонент познавательного интереса, с которым связан вопрос занимательности. При организации разнообразных форм деятельности учащихся применение возможностей мультимедийных и телекоммуникационных технологий позволит сделать интерес школьников интенсивным. При этом необходимо для процесса формирования познавательного интереса школьников, чтобы внешняя увлеченность обязательно трансформировалась во внутреннюю мотивацию. Развитие внутренней мотивации будет возможно при расширении жизненного мира ученика, изучения многих видов деятельности, которые связанны с использованием информационно-коммуникационных технологий и нужно найти такой вид деятельности, при котором она будет соответствовать внутренним потребностям и способностям учеников. Чтобы этого достичь, нужно предугадать деятельность учащихся, связанную с анализом информации, ее самостоятельному извлечению и представлению знаний. Применение информационно-коммуникационных технологий предоставляет свободный доступ к нужной информации и совместной работы, помощи при решении различных задач, активизации деятельности учащихся.

Электронные образовательные издания имеют огромный объем теоретических понятий, большой уровень иерархичности системы этих понятий. Точно отобранные преподавателем учебные электронные ресурсы могут дать возможность сформировать познавательный интерес учащегося: описание новизны уже изученных знаний, возможность посмотреть уже изученный материал с иной стороны, раскрытие научной и практической значимости знаний, обеспечение связей внутри предмета и между предметами, представление достижений современной науки и пр. Все это не может не способствовать созданию у учащихся новых впечатлений, а также вызывает сильные впечатления, побуждает их мыслить, вызывает интерес к учебному предмету.

Но все же, не может все в учебном материале быть для учеников интересно. Вот тогда вступает не менее важный источник познавательного интереса – это сам процесс действия. Для того чтобы пробудить желание учиться, преподавателю необходимо развить желание обучающегося заниматься познавательной деятельностью, необходимо чтобы процесс учения ранее содержал в себе положительные эмоции и интерес. С применением информационных и телекоммуникационных технологий учитель использует методы проблемного обучения, гибко и вариативно управляет самостоятельной деятельностью учащихся, стимулирует активность и инициативность учеников, творческий подход к изучению материала.

Формирование познавательного интереса при использовании компьютерных технологий должно происходить постепенно.

Список использованных источников
  1. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. [Текст]– Бийск, 2002. – 47 с.
  2. 2. Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании. [Текст] Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2003, 239 с
  3. 3. Кондакова Е.В. Дидактические основы конструирования методической системы преподавания астрономии в общеобразовательной школе. [Текст] Елец, Елецкий государственный университет, 2001.
  4. 4. Программы для общеобразовательных учреждений по физике и астрономии. Составители Дик Ю.И., Коровин В.А. [Текст]–М.: Дрофа, 2000. - с.225-253
  5. 5. Турсунов К. Ш. Астрономия как наука в системе современного естествознания и её влияние на развитие других наук [Текст] / К. Ш. Турсунов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 299-304
  6. 6. Фадеева А. А., Засов А. В. Физика 7-9: книга для учителя. [Текст] - М.: Про-свещение, 2000. - 128 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Астрономия, информатика, ИКТ, элективный курс, познавательный интерес

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.