ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Автор: Мартынова Светлана Михайловна, Грамота Министерства образования Московской области
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховская (специальная) коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида Московской области
В данной статье описывается опыт применения информационных и коммуникационных технологий для развития музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида
Мартынова Светлана Михайловна, dmartinov12@rambler.ru ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида Московской области, г. Серпухов

Проблема социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день стоит довольно остро. В связи с физическими и психическими недугами, такие дети испытывают трудности в освоении окружающего мира, трудности в эмоциональном, социальном развитии. Музыка как средство успешной социализации и адаптации детей с аномалиями в развитии известно давно и описано в трудах многих педагогов и психологов (А.Г. Ковалева, В.H. Мясищева, Ф.H. Гоноболина, В.С. Мерлин, В.Л. Дранкова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского,А.Е. Медведевой, И. В. Евтушенко, В. А. Канке). 

Развивая музыкальные способности умственно отсталых школьников (учащихся коррекционной школы VIIIвида), возникает возможность быть успешным в деятельности, возможность самовыражения и саморазвития. Результаты исследований  Г. Г. Белова, И. И. Горбуновой, А. В. Горельченко показали, что  достижение  высокого результата в данном направлении зависит  от погружения учащихся в мир музыкального искусства посредствомиспользования современных информационных и коммуникационных технологий.

В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использоватьинтеграцию музыкального образования и информационных технологий, что позволяет активно развивать у школьников их музыкальные способности. Эффективность применения методики информационных и коммуникационных технологий для развития музыкальных способностей проверена с помощью мониторинга музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида. В ходе мониторинга  была  использована методика, предложенной кандидатом педагогических наук В. П. Анисимовым. Данная диагностическая методика позволила выявить уровень развития музыкальных способностей, а именно: уровень развития метроритмического, динамического, звуковысотного, тембрового чувств, чувства музыкальной формы, эмоциональной отзывчивости на музыку,  музыкально-эстетические вкусы учащихся 5, 7 классов до применения методики ИКТ и после. В начале работы выяснила, что у 25 % учащихся уровень развития музыкальных способностей находится между низким и средним, у 25 % - на среднем уровне и у 50% - на уровне между средним и высоким.

Далее провела работу по развитию музыкальных способностей школьников с применением методики информационных и коммуникационных технологий, основанной на системе учебных занятий, включающих электронные образовательные ресурсы:

1.          музыкальные энциклопедии («Музыкальная шкатулка», «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»);

2.          музыкальные  редакторы(Sound Forge Pro 10, Garage Band);

3.          обучающие и закрепляющие знания мультимедийные презентации в программе PowerPoint;

4.          элементы инновационного учебно-методического комплекса «Музыка и информатика» (И. Б. Горбунова, С. Ю. Привалова, М. В. Демидов и С. В. Чибирев), состоящего из системы заданий по слушанию музыки, обучению музыкальной грамоте, приобретение навыков игры на MIDI-синтезаторе - разучивание и исполнение инструментальных произведений получение навыков работы с компьютерными программами, работающими с музыкальными текстами.

Для уроков музыки с применением методики информационных и коммуникационных технологий соблюдалось следующее требование к техническому оснащению класса - это применение «музыкального компьютера» как профессионального педагогического инструмента в сфере музыкального образования и творчества. В качестве «музыкального  компьютера»  использовался:

1.                   компьютер Apple;

2.                   MIDI (Musical Instrument Digital Interface)  - клавиатураM-AUDIO OXYGEN 49 с USB 1.1 портType B, выходMIDI Out.

Учебные музыкальные занятия с применением методики информационных  и коммуникационных технологий проводились 1 раз в неделю в течение 1 года. Но работа в данном направлении велась другими педагогами школы. Задания, выполняемые на музыкальных занятиях, закреплялись  воспитателями классов  во внеурочное время. На внеклассных занятиях по информатике учащиеся учились работать на компьютере: включать-выключать, пользоваться мышью и т.д.

В конце учебного года был проведен повторный мониторинг уровня развития музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида, в результате которого выявлена положительная динамика в музыкальном развитии школьников. У 25% учащихся уровень музыкального  развития – на среднем показателе, а у 75% - на уровне между средним и высоким.

 Об успешности школьников в музыкальной деятельности свидетельствуют результаты конкурсов художественной самодеятельности в номинации «Инструментальная музыка»: Московский досуговый фестиваль равных возможностей «Твори добро» - IIIместо,XII Фестиваль искусств «От сердца к сердцу» - IIместо,XVIII Международный конкурс детского и юношеского творчества «Роза Ветров» г. Москва  - IIместо, VIIконкурс художественной самодеятельности среди обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Московской области - I место

Таким образом, применение методики информационных и коммуникационных технологий способствовало положительной динамике в развитии музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида, что благотворно повлияло на успешной школьников в музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

 

Проблема социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день стоит довольно остро. В связи с физическими и психическими недугами, такие дети испытывают трудности в освоении окружающего мира, трудности в эмоциональном, социальном развитии. Музыка как средство успешной социализации и адаптации детей с аномалиями в развитии известно давно и описано в трудах многих педагогов и психологов (А.Г. Ковалева, В.H. Мясищева, Ф.H. Гоноболина, В.С. Мерлин, В.Л. Дранкова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского,А.Е. Медведевой, И. В. Евтушенко, В. А. Канке). 

Развивая музыкальные способности умственно отсталых школьников (учащихся коррекционной школы VIIIвида), возникает возможность быть успешным в деятельности, возможность самовыражения и саморазвития. Результаты исследований  Г. Г. Белова, И. И. Горбуновой, А. В. Горельченко показали, что  достижение  высокого результата в данном направлении зависит  от погружения учащихся в мир музыкального искусства посредствомиспользования современных информационных и коммуникационных технологий.

В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использоватьинтеграцию музыкального образования и информационных технологий, что позволяет активно развивать у школьников их музыкальные способности. Эффективность применения методики информационных и коммуникационных технологий для развития музыкальных способностей проверена с помощью мониторинга музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида. В ходе мониторинга  была  использована методика, предложенной кандидатом педагогических наук В. П. Анисимовым. Данная диагностическая методика позволила выявить уровень развития музыкальных способностей, а именно: уровень развития метроритмического, динамического, звуковысотного, тембрового чувств, чувства музыкальной формы, эмоциональной отзывчивости на музыку,  музыкально-эстетические вкусы учащихся 5, 7 классов до применения методики ИКТ и после. В начале работы выяснила, что у 25 % учащихся уровень развития музыкальных способностей находится между низким и средним, у 25 % - на среднем уровне и у 50% - на уровне между средним и высоким.

Далее провела работу по развитию музыкальных способностей школьников с применением методики информационных и коммуникационных технологий, основанной на системе учебных занятий, включающих электронные образовательные ресурсы:

1.          музыкальные энциклопедии («Музыкальная шкатулка», «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»);

2.          музыкальные  редакторы(Sound Forge Pro 10, Garage Band);

3.          обучающие и закрепляющие знания мультимедийные презентации в программе PowerPoint;

4.          элементы инновационного учебно-методического комплекса «Музыка и информатика» (И. Б. Горбунова, С. Ю. Привалова, М. В. Демидов и С. В. Чибирев), состоящего из системы заданий по слушанию музыки, обучению музыкальной грамоте, приобретение навыков игры на MIDI-синтезаторе - разучивание и исполнение инструментальных произведений получение навыков работы с компьютерными программами, работающими с музыкальными текстами.

Для уроков музыки с применением методики информационных и коммуникационных технологий соблюдалось следующее требование к техническому оснащению класса - это применение «музыкального компьютера» как профессионального педагогического инструмента в сфере музыкального образования и творчества. В качестве «музыкального  компьютера»  использовался:

1.                   компьютер Apple;

2.                   MIDI (Musical Instrument Digital Interface)  - клавиатураM-AUDIO OXYGEN 49 с USB 1.1 портType B, выходMIDI Out.

Учебные музыкальные занятия с применением методики информационных  и коммуникационных технологий проводились 1 раз в неделю в течение 1 года. Но работа в данном направлении велась другими педагогами школы. Задания, выполняемые на музыкальных занятиях, закреплялись  воспитателями классов  во внеурочное время. На внеклассных занятиях по информатике учащиеся учились работать на компьютере: включать-выключать, пользоваться мышью и т.д.

В конце учебного года был проведен повторный мониторинг уровня развития музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида, в результате которого выявлена положительная динамика в музыкальном развитии школьников. У 25% учащихся уровень музыкального  развития – на среднем показателе, а у 75% - на уровне между средним и высоким.

 Об успешности школьников в музыкальной деятельности свидетельствуют результаты конкурсов художественной самодеятельности в номинации «Инструментальная музыка»: Московский досуговый фестиваль равных возможностей «Твори добро» - IIIместо,XII Фестиваль искусств «От сердца к сердцу» - IIместо,XVIII Международный конкурс детского и юношеского творчества «Роза Ветров» г. Москва  - IIместо, VIIконкурс художественной самодеятельности среди обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Московской области - I место

Таким образом, применение методики информационных и коммуникационных технологий способствовало положительной динамике в развитии музыкальных способностей учащихся коррекционной школы VIIIвида, что благотворно повлияло на успешной школьников в музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Список использованных источников
  1. 1. Анисимов В.П. Методика диагностики музыкальных способностей. М.: Владос, 2004.
  2. 2. Белов Г.Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)//Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г. Г. Белов, И. Б. Горбунова, А. В. Горельченко. СПб: СМИО Пресс, 2006.
  3. 3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011. 399 с.
  4. 4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002.
  5. 5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1947.
  6. 6. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Новосибирск, 2000.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Методика информационных и коммуникационных технологий, музыкальные способности

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.