ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Подготовка студентов экономических специальностей с применением технологии wiki LMS Moodle

Автор: Соколова Светлана Александровна, Кандидат экономических наук, Доцент
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
В статье описана возможность применения технологии wiki LMS Moodle в образовательном процессе при подготовке студентов экономических специальностей. Сформулированы критерии оценки инновационных строительных проектов, созданных с применением технологии wiki LMS Moodle.

Стремительное развитие информационных технологий оказывает влияние на всю российскую систему образования, не являются исключением учебные заведения высшей школы. Применение инновационных образовательных технологий позволяет существенно повысить качество и результативность обучения. В настоящее время наибольшее распространение получила модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment), позволяющая осуществлять систему управления курсами (course managment system) и систему управления обучением (learning managment system) [2]. Интересным сервисом LMS Moodle является wiki, то есть отдельная виртуальная среда, позволяющая совместно создавать, редактировать, комментировать информацию. Согласно одной из версий термин «wiki» происходит от гавайского слова wiki-wiki, означающего «как можно быстрее». Wiki представляет собой технологию взаимодействия пользователя с веб-сайтом, предназначенную для коллективной разработки, хранения, структуризации информации, выступает одним из вариантов организации системы управления содержимым (content management system), упрощает и систематизирует хранение, публикацию и модификацию документов внутри организации или на веб-сайте [4]. Впервые технологию wiki применили Ларри Сэнджер и Джимми Уэллс в 2000 году при создании бесплатной и общедоступной онлайн-энциклопедии (www.NuPedia.com). Участвовать в проекте было предложено ряду известных ученых. В результате первые статьи новой глобальной энциклопедии были написаны людьми авторитетными и уважаемыми, что придало проекту солидности. При этом наряду с гарантией высокой достоверности информации, скорость «наполнения» энциклопедии была очень низкой. В сложившейся ситуации было предложено писать и редактировать статьи любому желающему (под контролем модераторов), что существенно повысило результативность проекта [4]. На сегодняшний день известная свободная энциклопедия «Википедия» [3], основанная на технологии wiki, распространена во всем мире благодаря глобальной сети Internet. В настоящее время технология wiki успешно применяется в образовательном процессе в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете при подготовке студентов экономических специальностей. Возможности данной технологии были апробированы на примере профессиональных дисциплин специальности 080200.62 «Менеджмент». Например, при изучении дисциплины «Инновационный менеджмент» была организована исследовательская деятельность студентов по коллективной разработке инновационных строительных проектов с применением технологии wiki LMS Moodle. Для эффективной организации работы преподаватель объединил студентов в исследовательские группы и создал необходимые технические условия (wiki в LMS Moodle с параметрами коллективной работы). Каждый студент группы получил индивидуальное задание по разработке одного из разделов инновационного проекта: 1. Составить характеристику базовых условий реализации инновационного проекта, отразить положительное и отрицательное воздействие факторов окружающей среды. 2. Осуществить поиск и сформулировать инновационную идею на основе анализа наиболее перспективных новаций, современных научных разработок и исследований, диагностики потребительского спроса и т. д. 3. Сформулировать конечную цель и результат, который должен быть достигнут при реализации разрабатываемого инновационного проекта. 4. Провести количественную оценку проекта по требуемым ресурсам, объемам, срокам и размерам прибыли, определить производственную программу, сроки реализации и планируемую прибыль. 5. Рассчитать величину затрат, выявить источники и формы инвестирования, необходимые для осуществления инновационного проекта. 6. Оценить экономическую эффективность инновационного проекта на основе анализа таких показателей, как индекс рентабельности, период окупаемости инвестиций (статический и динамический), чистый дисконтированный доход, индекс доходности проекта, внутренняя норма доходности. 7. Подготовить выводы о целесообразности реализации инновационного проекта. 8. Создать презентацию в пакете Power Point для публичного представления проекта [5]. Все инновационные строительные проекты, разработанные студентами с применением технологии wiki, были представлены к публичной защите. Их оценка осуществлялась по следующим критериям: • перспективность новации в сфере строительства, • полнота и глубина разработки разделов инновационного проекта, • грамотность и корректность расчетов и необходимых показателей, • использование достоверной и актуальной информации, • качество «защиты» (уровень представления работы и участие в дискуссии) [1]. Студенты, принимавшие участие в разработке инновационных проектов, получили определенное количество рейтинговых баллов, которые были учтены при их итоговой аттестации по изучаемой дисциплине. Будущие менеджеры высоко оценили возможности wiki как инновационной и прогрессивной технологии, позволяющей качественно улучшить процесс обучения и контроля полученных знаний. Подводя итог, хочется отметить, что основными преимуществами применения технологии wiki в образовательном процессе являются: повышение коммуникативности и интерактивности коллективной работы студентов; обеспечение выбора удобного времени, места обучения и контроля знаний благодаря доступу через глобальную сеть Internet; развитие умения результативной работы в команде; эффективная настраиваемая система оценивания активности и успеваемости студентов; учет личностных и психологических особенностей обучаемых. Технология wiki может быть успешно применена при подготовке студентов любых специальностей различных форм обучения, а также при совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и ученых различных специальностей.

Список использованных источников
  1. Беляев М.К. Управление инновационными процессами / Беляев М.К., Максимчук О.В., Соколова С.А. Волгоград: ВолгГАСУ, 2007. 83 с.
  2. Официальный сайт Moodle-center [Электронный ресурс]. URL: http://moodle-center.ru/moodle (дата обращения: 06.05.2014).
  3. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 06.05.2014).
  4. Серебряков Вадим. Wiki wiki web [Электронный ресурс]. URL: http://www.megabyte-web.ru/web/wiki-wiki-web.html (дата обращения: 06.05.2014).
  5. Соколова Н.Ф., Соколова С.А. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – СПб., 2014. Т. 3. № 05. – с. 91-95.
  6. Соколова С.А. К вопросу о стратегическом управлении инновационным развитием предприятий стройиндустрии // Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: матер. ежегодной научно-практ. конф. профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: в 3-х частях. Волгоград: ВолгГАСУ, 2008. с. 137-139.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Обучение, технология wiki, LMS Moodle, критерии оценки инновационных проектов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.