ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

КУРАТОР СОДЕРЖАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия №1527
В Интернете найдется все! Все ли могут найти, то, что им необходимо? Сегодня вошло в привычку использовать Интернет, как всемирную базу данных. Контент публикуемый в сети Интернет увеличивается многократно: каждую минуту загружается на YouTube 72 часа видео, каждый день создается 340 миллионов твитов, каждый месяц на Facebook создаются 25 миллиардов единиц контента… Как не потонуть в потоке информации и всегда быть в курсе нужной тебе информации? Ответ знает Куратор содержания.
В Интернете найдется все! Все ли могут найти, то, что им необходимо? Сегодня вошло в привычку использовать Интернет, как всемирную базу данных. Контент публикуемый в сети Интернет увеличивается многократно: каждую минуту загружается на YouTube 72 часа видео, каждый день создается 340 миллионов твитов, каждый месяц на Facebook создаются 25 миллиардов единиц контента… Как не потонуть в потоке информации и всегда быть в курсе нужной тебе информации? Ответ знает Куратор содержания.

В педагогической деятельности часто приходится проводить тематические мероприятия с учащимися. Чем масштабнее мероприятие, тем больше времени мы отводим на его планирование и подготовку. За помощью обращаемся в Интернет. И как это часто бывает, устраивая интернет-серфинг, вместо приближения к цели – удаляемся от нее. В итоге, потратив человеческие и временные ресурсы, получаем минимальные результаты.

Осенью 2013 года мне посчастливилось участвовать в дистанционном курсе «Куратор содержания», автор и ведущий курса профессор Владимир Кухаренко - руководитель Научной лаборатории дистанционного обучения НТУ ХПИ. Вот как он сам пишет "Потребность появления курса вызвана новой деятельностью в сети: человек постоянно собирает, структурирует, комментирует определенную тему и дает пользователю полную информацию с комментариями по требованию - эту деятельность и осуществляет куратор содержания. С одной стороны – это квалификация, с другой, возможно – специальность. Иногда куратора содержания называют мастером новостей.» Уместно вспомнить и слова одного из основоположников направления Стивена Розенбаума: "Курирование заменяет шум ясностью. И это ясность, по вашему выбору, то, что люди, которым вы доверяете помогают вам найти". Термин «куратор содержания» появился в 2008 году и происходит от сontent сurator - хранитель музея.

Для меня деятельность куратора содержания абсолютно нова с точки зрения теории и используемых технологий, но в то же время деятельность учителя, подбирающего информацию для учащихся, чтобы уменьшить время слалома по сети - является обыденной. Курс позволил взглянуть на деятельность куратора изнутри, испрововать различные приемы и интернет-технологии. Знакомясь с материалами курса и выполняя задания, делала заметки, с некоторыми хотела поделисься (полная версия 1527curator.blogspot.ru).

Курирование – это не коллекционирование. Все когда-нибудь занимались коллекционированием, собиранием чего-либо, но информацию мало собрать и структурировать ее необходимо донести до пользователя в корректном и компактном виде, просветив ее через призму своего видения проблемы. Еще один тонкий аспект деятельности – этика курирования. Курирование содержания - это не воровство, потому что включает в себя только тщательно отобранные части содержания, добавление соответствующих комментариев, или выделение отдельных частей, но и всегда сопровождается указанием создателя первоначального контента. Курирование содержания ‑ это честные усилия, которые повышают ценность, предлагают новые перспективы и увеличивает экосистему идеи.

Курирование содержания состоит из трех шагов:

·        открытие - на этой стадии, находите содержание, которым можно поделиться с аудиторией;

·        анализ - это этап, когда вы решаете, что у Вас есть что-то действительно достойное для Вашей аудитории, но это очень субъективно;

·        курирование - вы выделяете содержимое, которое считаете нужным дать своей аудитории.

Выделяют пять моделей деятельности кураторов:

·        социальные сети - в своей простейшей форме, курирование содержания - обмен контентом в социальных сетях;

·        агрегация - сбор и распространение соответствующего содержания, освобождает человека от необходимости искать содержание;

·        фильтрация - отбор наиболее актуальной и ценной информации;

·        повышение - добавление личностного смысла к информации;

·        коллажи - объединение двух или нескольких связанных частей содержания, чтобы сформировать новое сообщение;

·        хронология - организация случайных единиц контента в хронологическом порядке, чтобы показать эволюцию идеи.

Самым эффектным является агрегация с использованием онлайн сервисов, например: paper.li , rebelmouse.com, scoop.it, evernote.com, diigo.com, pinterest.com, netvibes.com.

Netvibes.com –организует публичные и приватные странички, позволяющие отслеживать публикации в выбранных блогах авторов.

Diigo.com - очевидным преимуществом является - создание групповых коллекций ресурсов! Да, и пиктограммка на панели не дает забыть об этом сервисе.

Evernote.com -симпатичный сервис удобный для занятых людей, а в целом еще одна облачная флешка с кучей файликов и закладочек. Очень полезным качеством сервиса - является распознавание *.pdf файлов и картинок

Rebelmouse.com – собирает контент из соц.сети представляя его в виде разрозненных постов.

Scoop.it (совок) - название великолепно отражает суть данного агрегатора. Всего несколько щелчков мыши и у Вас уже грамотно структурированная газета из небольших топиков. Есть возможность добавлять в ручную отдельно найденные ресурсы. Действительно простой и удобный сервис с интуитивно понятным интерфейсом.

Pinterest.com – симпатичный инструмент для сбора и организации ссылок, ориентируясь на изображения. Быстро и наглядно организованные страницы, но вручную.

Как бы хороши не были сервисы агрегации контента, не стоит игнорировать деятельность человека. Полезно следовать законам курирования (по Стивену Розенбауму):

·        первый закон - люди не хотят большого количества информации, все перегружены нефильтрованными, контекстно-свободными данными – хотелось бы это прекратить;

·        второй закон - кураторы бывают трех типов: эксперты, редакторы (управляют коллекциями публикаций и сайтами), увлеченные кураторы (любят свою область внимания);

·        третий закон - курирование это не хобби, это ‑ курирование в узких, целенаправленных, высококачественных категориях появятся, чтобы конкурировать с масс-медиа;

·        четвертый закон - курирование требует технологий и инструментов для поиска, фильтрации и проверки содержания в режиме реального времени, может осуществляться человеком в комплекте с программой/машиной;

·        пятый закон - профессия и призвание, кураторы часть экосистемы общества и должны оплачиваться.

Во всем мире признается потребность в кураторах контента. Сформированны и основные навыки, которыми должен обладать куратор: исследовательские, медиаграмотности, общения, редактирования, семантические, социальные, информационно-библиотечные, технические.

В России пока не сформирован институт подготовки Кураторов контента, но энтузиасты в этой области уже активно проявляются. В результате моего опыта кураторства на свет появился проект «Язык сказки». Материалы работы доступны по адресу skazka1527.blogspot.ru.

Если вы знаете, где и как искать, вы никогда не будете испытывать нехватку контента.

 

 

Список использованных источников
  1. Новости в реальном времени. Курирование - Полное руководство Часть 5: Куратор Атрибуты и навыки. Link: http://www.masternewmedia.org
  2. The Coming Age of the Curation Economy: Building Context Around Content. Link: http://www.thevideoink.com
  3. IS CONTENT CURATION AN ETHICAL CONTENT STRATEGY? Link: http://curationtraffic.com
  4. Content Curation: The Ultimate Guide Link: http://www.contentstrategyhub.com
  5. The 5 Models Of Content Curation. Link: http://www.rohitbhargava.com
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Образование, онлайн сервисы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.