ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ВОЗМОЖНОСТЬ»» г. Дубны, Московской области (школа
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы развивает практические умения и навыки, позволяет более эффективно организовать работу на уроке, осуществляет индивидуальный подход в обучении.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы развивает практические умения и навыки, позволяет более эффективно организовать работу на уроке, осуществляет индивидуальный подход в обучении.

     Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы развивает практические умения и навыки, более эффективно организует различные виды работ (изучение нового, закрепление, повторение пройденного, самостоятельные), осуществляет индивидуальный подход в обучении.

 

     Применение  ИКТ на занятиях в коррекционной школе я считаю необходимой частью учебного процесса. Любой информационный продукт вносит разнообразие в проведение занятия, дает больше иллюстративного материала (что необходимо детям с особенностями развития), экономит учебное время на уроке.

 

     На уроках русского языка ИКТ можно использовать на любом этапе урока.

При изучении нового возможно применение иллюстративного материала, электронных таблиц, схем-опор, схем-путеводителей. Эти же схемы будут применяться и на этапе закрепления изученного. На этом же этапе эффективно применять электронные тренажеры. На своих занятиях использую обучающую программу-тренажер по русскому языку «Фраза». Данный тренажер имеет  задания с первого по девятый класс в нескольких вариантах; позволяет индивидуализировать их выбор  по степени сложности; имеет пункт «Подсказка», что позволяет учащемуся самостоятельно обратиться к правилу и его повторить, после выполнения всех заданий ученик видит итог своей работы (количество вопросов, правильных ответов, подсказок и оценку). Этот же тренажер использую и при проверке знаний. При этом ученик видит оценивание своих знаний не только со стороны учителя, что дает полную, без сомнений картину усвоения учебного материала. А так же использую в своей работе программно-методический комплекс «Семейный наставник».

 

     Для объяснения и первичного закрепления нового материала создаю собственные презентации, которые соответствуют возрасту и индивидуальным возможностям ребенка.

Стараюсь сделать слайды красочными, яркими, запоминающимися. Это облегчит дальнейшую работу над новой темой. Мною созданы серии презентаций и электронных схем-опор для классов коррекционной школы (программа VIIIвида).

  

      Уроки литературы и чтения – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.

 

     Особенно надолго запомнившимся будет то произведение, которое дети не только прочитали, но и увидели снятый по нему художественный или мультипликационный фильм. Особенно это важно для детей, обучающихся по программе  Iи IIвида. Больший процент информации у таких детей поступает  только через зрительное восприятие. Поэтому я на своих уроках использую просмотр фильмов или фрагментов фильмов. После такой работы понимание и усвоение нового произведения проходит продуктивнее.

     Вызывает интерес у детей такой вид работы, как прослушивание записи чтения стихотворений в исполнении профессиональных артистов.

     При изучении биографии писателей и поэтов применяю презентации. В своей работе использую как готовые, так и собственные. Мною собрана подборка презентаций по биографиям многих писателей и поэтов. Такой иллюстративный материал помогает более красочно и  доступно донести информацию до ребенка.

     Информационные технологии стали для меня и инструментом работы, и источником учебного материала (частично заменяющего учителя и книгу), и наглядным  пособием качественно иного уровня с возможностями телекоммуникаций, тренажёром и средством развития коммуникативной компетенции. Так же использование ИКТ повышает эффективность урока, повышает интерес к предмету, создаёт более продуктивную атмосферу.

Список использованных источников
  1. www.limu.com - Интерактивный класс
  2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.
  4. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000. – С. 92. www.school-collection.edu.ru
  5. http://collection.edu.ru/ Сборник методических разработок для школы.
  6. http://www.uroki.net Разработки уроков.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.