ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС «ЭЛЕКТРОННЫЕ УРОКИ» И ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ (ЭУМ) ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОРТАЛА ФЦИОР

Автор: Гомулина Наталия Николаевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почетный работник ОО
ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543
Электронные учебные модули (ЭУМ) по физике и астрономии размещены на Интернет-ресурсе «Электронные уроки» и могут полностью функционировать на компьютерах с операционными системами Windows 7 и Windows 8.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС «ЭЛЕКТРОННЫЕ УРОКИ» И ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ (ЭУМ) ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОРТАЛА ФЦИОР Гомулина Н.Н. (gomulina@yandex.ru) ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 Тимакина Е.С. (etimakina@yandex.ru) ГБОУ СОШ № 844 г.Москвы Аннотация Электронные учебные модули (ЭУМ) по физике и астрономии размещены на Интернет-ресурсе «Электронные уроки» и могут полностью функционировать на компьютерах с операционными системами Windows 7 и Windows 8. Электронные учебные модули (ЭУМ) – электронные образовательные ресурсы федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/, можно с успехом использовать для самостоятельной работы обучающихся, для коррекции знаний, объяснения нового учебного материала. На портале ФЦИОР размещены примерно по 1000 модулей по физике и астрономии в разделе «Физика» и 300 модулей по физике в разделе «Естествознание», каждый модуль имеет размер не более 10 Мбайт. ЭУМ открываются с помощью особого плеера ОМС для компьютеров с операционной системой XP и ниже. Электронные учебные модули созданы трёх типов – информационные И, модули практической деятельности П и модули контроля знаний и умений и аттестации К. Примерно 30% всех П и К модулей, содержащие тестовые задания, параметризовано. Параметризация – одна из уникальных особенностей электронных учебных модулей. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ: • Варьирование численных значений в задачах, которые будут новыми при каждом открытии модуля. • Перемешивание дистракторов (вариантов ответов на тестовые задания). • Изменение рисунков в задачах, меняющих принципиально ее решение, например, брусок, кирпич, мяч, пуля. • Изменение рисунков в заданиях по проверке знаний изображений оборудования, приборов, структуры процессов, сортировку. • Подстановка совершенно других заданий. Параметризация позволяет создавать до 1 млн. вариантов некоторых модулей К и П. Параметризация позволяет учителям, которые не могут проводить контрольные работы по физике в компьютерном классе, быстро создавать любое количество вариантов контрольных работ, распечатывать задания и их решения. Поэтому можно говорить об ЭУМ – как «генераторе» контрольных и самостоятельных заданий по физике. Поскольку модули могут быть параметризованы, то по одному модулю можно опросить нескольких учащихся у доски, каждое новое открытие модуля будет создавать совершенно новый вариант. Модули типа К делятся на: интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач («активная доска», на которой учащийся ведет самостоятельные записи), интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы), интерактивные тесты, состоящие из 10-12 тестовых заданий с различными заданиями (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещения объектов и т.п.). Из вышеперечисленного ясно, что ЭУМ – ценный методический материал учителя физики. С появлением компьютеров с операционными системами Windows 7 и Windows 8 стало невозможным пользоваться ЭУМ, так как сначала модуль загружается, а потом в середине экрана появляется чёрный прямоугольник. Поэтому очень печально, что с ЭУМ стало невозможно работать на новых компьютерах. Не многие учителя физики знают, как это можно обойти. Все ЭУМ по физике в настоящее время загружены на портал «Электронные уроки» http://multiring.ru/lesson , поэтому их использование активно продолжается. С данного портала все модули загружаются непосредственно, без плеера ОМС, их функциональные возможности полностью сохранены. На данном ресурсе все ЭУМ распределены по темам, например: • Механика • Термодинамика и молекулярная физика • Оптика • Электродинамика • Квантовая механика • Астрофизика • Физика и методы научного познания Кроме этого, на данном ресурсе учитель физики найдет ЭУМ по теме «История освоения космоса Россией»: • Мечты о космосе. • Первые полеты в космос. • Космическая гонка. • Пилотируемые станции или многоразовые корабли? • Современная российская космонавтика. Происходит постоянного пополнение базы данных, буквально практически каждый день в 2014 году размещались несколько новых модулей. Во время обучения слушателей на курсах повышения квалификации в ГАОУ ВПО Московском институте открытого образования в 2014 году было выяснено, что 100 % учителей не знали о ресурсе «Электронные уроки» до обучения, после обучения практически все учителя стали использовать модули в своей работе, 80% для самостоятельной подготовки обучающихся, 75% для аттестации (опросов у доски и решения заданий самостоятельно, при этом учитываются данные встроенного журнала). Создана методика применения электронных учебных модулей по физике для реализации компетентностного подхода, в обобщенной форме. Она представлена в виде компонентной модели методики как методической системы, модели технологической подсистемы, отражающей взаимосвязи видов формируемых компетенций и видов электронных учебных модулей, модели содержательной подсистемы, показывающей взаимосвязи видов и типов уроков и диагностики успешности формирования информационной, коммуникативной и оценочной компетенций и модели организационно-деятельностной подсистемы, раскрывающей этапы развития ключевых компетенций в курсе физики основной школы. Сформулированы основные положения методики применения электронных учебных модулей для формирования ключевых компетенций, о целях применения ЭУМ, о требованиях к содержания и структуре, о типах и видах уроков, на которых можно применять ЭУМ, об организации познавательной деятельности учащихся с ЭУМ и о способах диагностики успешности формирования ключевых компетенций учащихся. Самым перспективным мы считаем применение ЭУМ в смешанном обучении физики, при самостоятельной работе школьников.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.