ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Восприятие интерактивных объектов при усвоении информации, представленной в электронных учебниках нового поколения.

Автор: Корчажкина Ольга Максимовна, Кандидат технических наук, Грант Москвы - 2003, 2006, 2007, 2010. Премия президента РФ ПНПО - 2008, 2011.
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Аннотация В докладе обсуждаются возможности переработки и усвоения мультимедийной информации в интерактивных обучающих средах на сенсорном и когнитивном уровне. Прослеживается зависимость между интенсивностью предъявления интерактивного учебного материала в электронных учебниках нового поколения, степенью избирательности его восприятия учащимися и успешностью решения учебно-познавательных задач.

 

 

 

 

 

Использование планшетных компьютеров в системе образования позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к интерактивному мультимедийному электронному учебнику (ИМЭУ). Перспектива использования ИМЭУ требует пересмотра базовых дидактических принципов построения образовательного процесса, основой которого являются как новые способы представления информации в образовательном контенте ИМЭУ, так и новые способы её восприятия и усвоения. Основные дидактические возможности ИМЭУ, а именно: прослушивание и просмотр аудио- и видео лекций; чтение текста/гипертекста и выполнение предложенных заданий в интерактивном режиме; осуществление навигации по элементам контента; анализ и компоновка учебных материалов в электронном виде; работа с интерактивными инструментами формализации информации и данных, – поднимают новую проблему, с которой ранее не сталкивались ни авторы традиционных учебников, ни учителя и учащиеся – проблему восприятия интерактивных мультимедийных объектов и усвоения заложенной в них учебной информации. Восприятие мультимедийных объектов в интерактивных необучающих визуальных средах (компьютерных играх неучебного назначения) или неинтерактивных визуальных средах (фильмах, видеоклипах и пр.) довольно хорошо изучено. Однако процесс восприятия в интерактивных обучающих средах, то есть в тех средах, которые требуют от учащегося вовлечения не только каналов зрительного и слухового восприятия, но и когнитивных процессов высокого уровня, связанных с пониманием и усвоением мультимедийного учебного материала, требует дальнейшего осмысления. Способности человека, и тем более ребёнка, к переработке информации не бесконечны. Как указывается в фундаментальной работе Р. Л. Солсо [2, c. 34], они ограничены возможностями двух уровней – сенсорного и когнитивного. Сенсорный канал легко подвергается перегрузке при восприятии интерактивных объектов, число или интенсивность предъявления которых превышает некоторые пороговые значения. Это цвет, размер, траектория движения, частота появления на дисплее, скорость смены, «скученность», сила звука и другие мультимедийные характеристики. Кроме того, при попытке обработки, то есть понимания и усвоения, интерактивных вербальных и визуальных объектов, объём которых превышает сенсорные и когнитивные возможности учащегося, также могут возникать перегрузки, препятствующие достижению позитивного учебного результата. Это происходит потому, что при возникновении риска подобной перегрузки у учащихся снижается внимание, напрямую влияющее на эффективность осуществления ими учебно-познавательной деятельности. Влияние внимания на результаты деятельности определяется таким параметром человеческой психики, как уровень возбуждения, который поддерживает в активном состоянии способность человека к восприятию сенсорных сигналов [2, c.133]. В процессе познания возбуждение проявляется, прежде всего, в виде интереса к осуществлению познавательной деятельности, или в виде побуждения к деятельности. Кроме того, успех решения задачи зависит от такой характеристики восприятия, как избирательность, которую определяют как способность человеческой психики выделять преимущественно существенные объекты (свойства, признаки, качества), игнорируя другие, менее существенные. Очевидно, что на избирательность восприятия оказывает влияние интенсивность предъявления учебного материала, когда решение познавательных задач сопровождается необходимостью работы с интерактивными мультимедийными объектами, обладающими разной степенью слухового и зрительного различения. Следовательно, интенсивность предъявления интерактивного учебного материала в ИМЭУ оказывает влияние на уровень возбуждения и, следовательно, на успешность решения познавательных задач. Cвязь между уровнем возбуждения и деятельностью подчиняется закону Йеркса-Додсона и графически представляет собой кусочно-линейную функцию, имеющую вид перевёрнутой латинской буквы U – ∩ [2, c. 133]. Причём эта зависимость гораздо более резко выражена (принимает вид перевёрнутой буквы V – Ʌ) для познавательных задач, имеющих высокую степень сложности слухового и зрительного различения, тогда как успешность их решения в целом ниже. При низком уровне возбуждения учащийся в состоянии воспринимать, и воспринимает, любые признаки интерактивных объектов, не сортируя их по уровню существенности для решения данной задачи, что говорит о низкой избирательности его восприятия. По мере возрастания уровня возбуждения избирательность восприятия возрастает, то есть учащийся сосредоточивается на наиболее существенных признаках интерактивных объектов, игнорируя несущественные вне зависимости от интенсивности их предъявления, а это является залогом успешного осуществления познавательной деятельности. Вернее сказать, интенсивность предъявления учебного материала такова, что учащемуся под силу сохранять такой уровень избирательного восприятия, который будет способствовать успешному решению познавательной задачи. Однако рост возбуждения при решении «трудноразличимых» задач, активизирующий познавательный интерес учащихся, поддерживает в активном состоянии их способность к восприятию только до определённого предела. Затем, пройдя через максимум, степень выделения существенных признаков снижается, поскольку учащийся просто не в силах обрабатывать нарастающий объём информации, что отрицательно сказывается на эффективности его познавательной деятельности, и поэтому вероятность успешного решения задачи уменьшается. Таким образом, интенсивность предъявления интерактивного учебного материала в ИМЭУ должна находиться на таком уровне, который был бы оптимальным для каждого учащегося. А это достижимо только в том случае, если учащийся самостоятельно может регулировать параметры интенсивности предъявления учебного материала ИМЭУ, выступающего в виде набора интерактивных объектов. Когнитивный аспект использования электронных аппаратных средств в учебном процессе основывается на общих принципах дидактической ценности мультимедийных устройств, выделенных американским психологом Ричардом Майером, согласно которым рекомендуется строить эффективное обучение. Среди них принцип мультимедиа, пространственный принцип размещения, принцип размещения во времени, принципы соответствия и модальности, принцип избыточности и принцип индивидуальных различий [3]. Для современных ИМЭУ, помимо названных принципов Майера, справедлив ещё один принцип, предоставляющий учащимся дополнительные возможности эффективной реализации их сенсорного и когнитивного потенциала: принцип произвольности [1, c. 262]. Его основой является произвольное тактильное управление интерактивными учебными объектами, а также создание новых объектов и управление их динамикой, что соответствует более естественным нейрофизиологическим и когнитивным процессам. Эта произвольность управления интерактивными объектами позволяет учащимся самостоятельно задавать скорость и интенсивность предъявления учебного материала, что положительно сказывается на его восприятии и, соответственно, усвоении.  

Список использованных источников
  1. Корчажкина О.М. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования / О.М. Корчажкина. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. – 398 с.
  2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.: ил.
  3. Mayer R. E. Multimedia learning (2nd ed). New York: Cambridge University Press, 2009. – 304 p. (электронная версия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.amazon.com/Multimedia-Learning-Richard-E-Mayer/dp/0521735351#reader_0521735351).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.