ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Информационная безопасность школьников – как одно из здоровьесберегающих условий

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №222
Повсеместная информатизация и компьютеризация общества, позволяющая современному человеку идти в ногу со временем, отрицательно влияет на соматическое и психическое здоровье детей. Проблема профилактики нарушений здоровья школьников при работе с компьютером входит в число приоритетных задач социального развития. В разработке стратегии компьютерного обучения должно быть предусмотрено профилактическое направление, включающее преодоление факторов риска и активное воспитание обучающихся в гигиеническом режиме.
Повсеместная информатизация и компьютеризация общества, позволяющая современному человеку идти в ногу со временем, отрицательно влияет на соматическое и психическое здоровье детей. Проблема профилактики нарушений здоровья школьников при работе с компьютером входит в число приоритетных задач социального развития. В разработке стратегии компьютерного обучения должно быть предусмотрено профилактическое направление, включающее преодоление факторов риска и активное воспитание обучающихся в гигиеническом режиме.

Интернет и развитие информационного общества оказывает существенное влияние на все аспекты жизнедеятельности человека,  особенно образования.Современная молодежь нередко с самого раннего возраста вовлечена в коммуникации в виртуальном пространстве и уже не представляет себе мир без Интернета, где находит возможность для общения и получения новых знаний. 

Однако все же не следует переходить грань разумного в использовании компьютера  - и в учебной деятельности, и в работе, и в организации своего досуга. Это предупреждение обусловлено тем, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате. Названные проблемы отражаются  и на  психическом состоянии пользователя компьютерной техникой.

 За последние два десятилетия собран большой объем данных негативных последствий информатизации и влияния компьютеризации, особенно на детей, их психологическое здоровье.

Что нужно сделать, чтобы обеспечить информационную безопасность детей в Интернете и оградить их от неприемлемого контента, не ограничивая при этом ребенка в доступе к полезной информации?

По характеру действия здоровьесберегающие технологии, применяемые в нашей школе при  организации работы школьника на компьютере, подразделены на следующие группы: защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие; стимулирующие; информационно-обучающие.

Стимулирующие приемы и методы на уроках информатики позволяют активизировать функции организма, например, проведение физкультминуток, включающие в себя гимнастику для глаз, гимнастику для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, релаксацию с использованием музыки.

Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии обеспечивают формирование у школьников необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье и соблюдении оптимальных условий для работы на компьютере. Посредством этих технологий учащиеся получают на уроках информатики представление  об основных правилах работы с компьютером, с правилами техники безопасности, с санитарно-гигиеническими нормами, правильной организацией рабочего места, которые необходимо не только знать, но и соблюдать, чтобы снизить вредное воздействие на зрение.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии на уроках информатики представлены в виде динамических пауз, ритмопластики.

Защитно-профилактические технологии реализуются в виде:

1. Установки персонального контент-фильтра UserGate на каждый компьютер. Контент-фильтр — устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Из большого количества различных контент-фильтров, которые  мною были опробованы и  проанализированы, я   рекомендую для учебного и домашнего использования следующие программы:

                          I.            UserGate Web Filter(https://usergate.ru) является шлюзовым интернет-фильтром, обеспечивающим централизованную фильтрацию и антивирусную проверку загружаемого контента для целой сети.

                       II.            NetPolice Pro(http://www.netpolice.ru)-программа NetPolice Pro предоставляет возможность редактировать списки слов, которые будут блокироваться непосредственно в поисковых запросах, а также вести «черный» и «белый» списки ресурсов. 

                    III.            Интернет цензор(http://icensor.ru/)-лучшее решение для защиты ребенка в Интернете. В основе работы Интернет Цензора лежит технология "белых списков", гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. 

                   IV.            Traffic Inspector (http://www.smart-soft.ru/ru/)– готовое решение для контроля доступа в Интернет. Обеспечивает безопасный и недорогой выход в Интернет, защищает детей от интернет-ресурсов, негативно влияющих на детскую психику.

2.     Фильтрация трафика для школ лежит в зоне ответственности провайдера, т.е. ОАО «МГТС».

3.     На компьютерах прописаны сервисы безопасных и надежных DNS-серверов, обеспечивающие базовую веб-защиту, фильтруя и блокируя небезопасные, вредоносные и нежелательные веб-сайты на первом рубеже доступа к сети Интернет.

4.     В  hosts-файле прописаны сайты, к которым закрыт доступ (согласно Федеральному списку экстремистских материалов на сайте Министерства юстиции РФ).

5.     Установлен родительский контроль в ОС Windows.

Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети. Особенно это становится актуальным при работе на общедоступном компьютере.

Таким образом, учитель, обратившись к проблеме влияния интернета на молодежь, должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Список использованных источников
  1. 1. М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.-72с.
  2. 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.
  3. 3. http://minjust.ru/ru/extremist-materials?search
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Информационная безопасность школьников, здоровьесберегающие технологии , контент-фильтры, виртуальное пространство, эффективная забота о своем здоровье.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.