ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Моделирование процесса формирования и развития исследовательских умений у студентов в процессе обучения информатике

Авторы: Некрасова Ирина Ивановна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Сартаков Игорь Витальевич 2, к.п.н., доцент
1 Новосибирский государственный педагогический университет, 2 ФГБОУ ВПО НГПУ
В статье рассмотрена модель формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения, а также особенности формирования и развития данных умений в процессе обучения информатике и информационным технологиям.
Моделирование процесса формирования и развития исследовательских умений у студентов в процессе обучения информатике Некрасова Ирина Ивановна (irinanekrasova@mail.ru), Сартаков Игорь Витальевич (nsk@bk.ru) ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (НГПУ), г. Новосибирск.: Аннотация: В статье рассмотрена модель формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения, а также особенности формирования и развития данных умений в процессе обучения информатике и информационным технологиям.

Моделирование какой-либо учебной задачи требует рассмотрения данной процедуры через другие механизмы, необходимые и достаточные для целостного моделирования. Структурообразующим элементом данного процесса выступает целостная структура деятельности, которая включает в себя следующие компоненты:

-          анализ исходной ситуации;

-          целеполагание (постановка цели);

-          планирование (составление программы);

-          реализацию программы (исполнительный компонент);

-          анализ   деятельности   и   полученного   результата   (рефлексивно-оценочный компонент) [1].

Другие процедуры: прогнозирование, проектирование, конструирование,    экспериментирование    -    выступают    в    качестве познавательных средств для более полного обоснования процесса моделирования на практике изучения информатики.

Модель осуществляет следующие функции:

-          прикладные (когда используются практически значимые свойства воспроизводящего объекта);

-          познавательные (когда объект выполняет обучающие функции (например, макеты, схемы, таблицы, чертежи), обеспечивающие успешность усвоения готового знания;

-          исследовательские (когда объект моделируется с целью получения нового значения).

Модель формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения при обучении информационным технологиям может быть представлена в двух вариантах:

1.         Линейная модель. Формирование и развитие исследовательских умений у студентов профессионального обучения при обучении информационным дисциплинам по этой модели предусматривает последовательное, стадийное изучение нескольких дисциплин. При такой модели обучения каждая стадия заканчивается итоговым экзаменом. Переход на следующую ступень обучения, изучение другой дисциплины в рамках  цикла естественно-научных дисциплин возможны при условии успешного овладения предыдущей дисциплиной.

2.      Структурированная модель. Эта модель предусматривает приобретение
студентами на первой стадии обучения общепрофессиональных базовых
знаний, умений и навыков во всем профессиональном поле деятельности. В
течение следующей стадии обучения происходит изучении узкоспециальных
дисциплин.

Можно выделить следующие особенности процесса формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения, которые необходимо учитывать при моделировании:

-          процесс формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения имеет двойственную природу, суть которой состоит во взаимосвязи общенаучных, общепрофессиональных и специальных знании, умений;

-          сложная организация межпредметных связей, обуславливает процесс формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения;

-          необходимость переноса теоретических знаний на конкретную практическую деятельность как обязательное условие успешного формирования и развития исследовательских умений;

-          структурирование предметов по дисциплинам связанными с компьютерными информационными технологиями может основываться на принципах интеграции;

-          выработка на каждом уровне процесса формирования и развития исследовательских умений у студентов профессионального обучения необходимых требований, выполнение которых является обязательным условием перехода на следующий уровень исследовательских умений.

Формирование норм, ценностей профессиональной культуры, осуществляется в процессе подготовки обучаемых в области информационных технологий, ценности соответствуют содержанию потребностей, интересов, что способствует их формированию в процессе обучения, в том числе и обучении информатике.

Список использованных источников
  1. Маркова, С.М. Моделирование педагогических систем / С.М.Маркова. – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. -143 с.
  2. Сальникова, Т. П. Исследовательская деятельность студентов: учеб. Пособие / Т. Н. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 95 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  исследовательские умения студентов, модель формирования исследовательских умений, информатика, информационные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.