ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Виртуальная игровая модель Global conflicts: возможности применения в современном школьном образовании

Автор: Павлюц Константин Николаевич, Кандидат философских наук
ГБОУ СОШ №1113
• Использование игровых компьютерных технологий является новым и перспективным направлением развития образовательной деятельности • Использование образовательных виртуальных игр в процессе обучения представляется эффективной и мотивирующей формой освоения предметных и метапредметных учебных задач • В рамках образовательного пространства можно успешно использовать игровую платформу Global confli

Павлюц Константин Николаевич, кандидат философских наук, 

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №1113 г. Москва

ratibor318@gmail.com

Виртуальная игровая модель Global conflicts: возможности применения в современном школьном образовании

   20 марта 2014 года в ГБОУ СОШ №1113 в рамках научно-практического семинара «Развитие креативного потенциала учащихся в условиях реализации ФГОС» был представлен редкий для российских, и даже зарубежных школ, опыт внедрения игровой виртуальной платформы Globalconflictsкак один из вариантов экспериментального проведения урока (https://drive.google.com/folderview?id=0B4E9_wYjA1OqbnlaLTFMT0ZmNGs&usp=sharing).

   Коллектив учителей английского языка, истории и обществознания представил интегрированный урок-практикум на основе данной виртуальной образовательной игры как эффективной и мотивирующей формы освоения предметных и метапредметных учебных задач.

   Игра Globalconflictsот датской компании SeriousGamesInteractiveявляется одной из самых интересных попыток внедрения т.н. «серьезных игр» в образовании (http://www.globalconflicts.eu). Эта игровая модель имеет несколько преимущества: 1) Наличие интегративных свойств, сочетание параметров социологии, политологии, истории, географии, медийной сферы, английского языка; 2) Формирование самим учащимся системы аргументов и выводов и определение ценностного отношения на основе прохождения всех стадий игрового процесса; 3) Выстраивание игровых сюжетов на основе диалогов, следовательно, развитие у учащихся т.н. диалектического мышления, т.е. способности критики и доказательства суждений; 4) Наличие различных линий развития внутри игрового сюжета с различной эффективностью и успешностью завершения, что усиливает мотивацию и мыслительную активность учащихся.

   Игровая модель Globalconflictsпредставляет несколько проблемных сюжетов, посвященных вопросам современного терроризма, демократии, прав человека, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, глобализации и ее противоречий (например арабо-израильский конфликт в сюжете Checkpoints, конфликтная реальность в современном Афганистане в одноименном сюжете, гражданская война в Уганде в сюжете Childsoldiers).

   Алгоритм изучения и участия в игре предполагает несколько стадий: исследование причин, основных фактов и понятий конфликта учащимися, практическая 3Dонлайн игра и непосредственное проникновение в сущность конфликта, выполнение заданий и рефлексия урока учащимися в форме выполнения проблемного задания по созданию собственного игрового сюжета.

   Таким образом, цель урока можно определить в контексте формирования интеллектуальных умений учащихся (аналитических и диалектических) через интегративную учебную деятельность на основе современных компьютерных образовательных игровых технологий.

   Итоговым продуктом можно считать составление развернутого плана изучаемого игрового сюжета как результата переводческой интерпретации, анализ итогов игры как следствия избранной стратегии поведения и деятельности в виртуальном пространстве, разработку собственного варианта развития пройденного игрового сюжета на основе использования знаний и умений, полученных в ходе урока.   

   Однако существует и ряд проблем реализации игровой модели в системе школьного образования. Данная игровая платформа, как и другие (Makinghistory, DimensionM) входит в противоречие с классической классно-урочной моделью образования как в России, так и за рубежом. Это проявляется в ряде факторов: 1) Сложность в реализации образовательного стандарта и учебной программы, то есть ограниченная совместимость игровой платформы с предметным содержанием курса; 2) Сложность полноценной реализации преимуществ игровой модели в рамках ограниченного временного формата урока; 3) Сложность восприятия иноязычной игровой модели значительным количеством учащихся в России, что ограничивает ее образовательный потенциал.

   Следовательно, нам видятся следующие перспективы развития игровых моделей в связи с эффективным внедрением в образовательное пространство: 1) Необходимость создания отечественных игровых моделей в предметностях естественнонаучного, математического и социально-гуманитарного циклов; 2) Встраивание компьютерных игровых платформ в учебный процесс с точки зрения стандарта и программы; 3) Повышение творческой и инновационной мотивации внедрения современных игровых технологий в учебный процесс со стороны разработчиков игр, государственных органов системы образования и учительско-преподавательского сообщества.

Список использованных источников
  1. Simon Egenfeldt-Nielsen. The Challenges to Diffusion of Educational Computer Games http://books.google.ru/books?id=H7scAgAAQBAJ&pg=PA70&lpg=PA70&dq=Egenfeldt-Nielsen,+S.+%E2%80%98The+Educational+Potential+of+Video+Games.+Continuum+Press.&source=bl&ots=GO_pQ1W9Le&sig=113WRgVv1GAmA6y2sFKDGhYPb74&hl=ru&sa=X&ei=FqFoU5ObNqK5yAPezIDgAg&ved=0CE8Q6AEwBA#v=onepage&q=Egenfeldt-Nielsen%2C%20S.%20%E2%80%98The%20Educational%20Potential%20of%20Video%20Games.%20Continuum%20Press.&f=false
  2. Digital Games for Learning: A Systematic Review and Meta-Analysis. Executive Summary. 2013 http://www.sri.com/sites/default/files/brochures/digital-games-for-learning-exec-summ_0.pdf
  3. Handbook for teachers and educators: Pivec, M. & Pivec, P. (2012) Lernen mit Computerspielen. Ein Handbuch für Pädagoginnen/Pädagogen. Bundesministerium für Wirtschaft, Familie und Jugend
  4. Paper: Pivec, M., Stefanelli, M.C., Christensen,I.-M. F., Pauschenwein, J. (2011): AVATAR – The Course: Recommendations for Using 3D Virtual Environments for Teaching. eLearning Papers - Game-Based Learning: new practices, new classrooms, No. 25, July 2011
  5. Paper: Pivec, M., Dziabenko, O. (2004): Game-based learning framework for collaborative learning and student e-teamwork”. e-mentor 2/2004; On-line ISSN 1731-7428
  6. Research report chapter: Pivec M., Pivec P.(2009) Chapter 7: What do we know from research about the use of games in education?
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  виртуальные игровые модели, IT-технологии, игровые платформы, "серьезные игры", образование, урочная деятельность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.