ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Использование видеоквестов как интерактивного средства обучения на ступени начального общего образования

Автор: Климина Наталья Владимировна, Почетная грамота Западного управления министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
В статье рассматривается образовательный потенциал обучающего видеоквеста, его особенности создания и применения на ступени начального общего образования, дидактические требования к такому инновационному средству обучения, а также проблемы, связанные с его подготовкой и внедрением в образовательный процесс.
В статье рассматривается образовательный потенциал обучающего видеоквеста, его особенности создания и применения на ступени начального общего образования, дидактические требования к такому инновационному средству обучения, а также проблемы, связанные с его подготовкой и внедрением в образовательный процесс.

Учитывая особенности современного мира с его технологичностью и информативностью, особенности развития современного школьника, процесс формирования новой дидактической модели образования, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, мы понимаем, что современные средства обучения должны быть максимально приближены к мировосприятию ребенка.Следовательно, наряду с использованием традиционных наглядно-дидактических материалов, необходимо использовать наглядность нового типа – интерактивную и мультимедийную.Использование интерактивной наглядности позволяет организовать и групповую работу школьников, и индивидуальную. Диалоговый режим взаимодействия с такой наглядностью позволяет осуществлять вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность.

Одной из разновидностей интерактивной наглядности является видеоквест. Применение интерактивных видеоквестов является перспективным направлением при обучении. Видеоквест представляет собой интерактивное учебное видео, смонтированное по определенному сценарию. Интерактивными элементами такого видео являются текстовые и графические гиперссылки. Они дают возможность нелинейного перехода на определенные метки внутри видео и на внешние ресурсы. Видеоряд, являющийся основой обучающего видеоквеста, может быть смонтирован в любом видеоредакторе из профессионально записанных видеофрагметов, либо из видео, созданного самим педагогом. Основное требование к такой заготовке – следование раскадровки по определенному обучающему сценарию. Затем необходимо добавить интерактивные элементы. С этой задачей хорошо справится программа CamtasiaStudio7/8. Готовый продукт представляет собой файл формата swf, который можно воспроизвести с помощью флеш-плеера или с помощью любого браузера.

 Обучающий видеоквест считается разновидностью адвентурной или логической компьютерной игры, и, поэтому, эффективно может применяться при обучении младших школьников. Использование игровых методов обучения на ступени начального общего образования обогащает педагогический процесс новыми возможностями. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Видеоквесты позволяют передать всю информацию, которая заложена в программе обучения за более короткие сроки, что позволяет увеличить количество предоставляемой информации. Интерактивность позволяет управлять ходом просмотра видео и, таким образом, ученик быстро обрабатывает большой объем информации.

После работы с видеоквестом предполагается оформление отчета. В начальной школе это может быть работа в тетради на печатной основе или заполнение заранее подготовленного шаблона отчета, ответы на вопросы теста.

К видеоквестам, как и к любому средству обучения предъявляются дидапктические требования, которые представляют собой синтез требований к обучающей игре и к учебному видео:

1.       Видеоквест как обучающее видео должен строиться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий для достижения целей обучения.

2.       Видеоквест как обучающее видео должен способствовать активизации познавательной деятельности учащегося, вооружать учащегося стратегией усвоения учебного материала, улучшать понимание и усвоение учебного материала, углублять межпредметные связи.

3.       Видеоквест как обучающая игра должен быть направлен на применение или отработку определенных знаний, умений и навыков.

4.       Видеоквест как обучающая игра должен ставить обучающихся в условия поиска и исследования.

5.       Продолжительность непрерывного использования данного инновационного обучающего средства не может превышать 15 минут на уроке в начальной школе по санитарным требованиям и возрастным особенностям обучающихся.

Из всего описанного выше можно сделать вывод: применение образовательных видеоквестов позволяет развивать навыки информационной деятельности; формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения; формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала; подготовить к самостоятельному усвоению материала; расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение коммуникативного опыта; повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Однако большой объем работы по поиску, созданию, обработке учебного видео, отсутствие навыков работы с мультимедийным материалом затрудняет широкое применение обучающих видеоквестов в образовательном процессе.

Список использованных источников
  1. 1. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  2. 2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
  3. 3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  4. 4. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: Теоретические основы и методика использования. – Красноярск: КрасГУ, 2002. – 299 с.
  5. 5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.:Владос, 1999.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  Интерактивная наглядность, интерактивное видео, видеоквест

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.