ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ

ГАОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Успешность использования учителем-предметником информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности определяется уровнем сформированности у него общепедагогической ИКТ-компетентности. Введение профессионального стандарта педагога расширяет понятие ИКТ-компетентности и неизбежно приведет к изменению стандартов обучения в педагогических вузах.

В настоящее время информационное общество ориентировано на масштабное использование информационно-коммуникационных технологий, создание единого мирового информационного пространства, обеспечивающего широкий доступ к информации и производству разнообразных информационных ресурсов. В связи с этим предъявляются новые требования к системе подготовки специалистов в области образования. Востребованными становятся педагогические кадры, способные грамотно и эффективно использовать в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии и умеющие работать в условиях постоянного пополнения информации.

Требования современного общества нашли отражение в нормативных документах. ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» предусматривает формирование у современного выпускника с квалификацией «бакалавр» следующих ИКТ-компетенций: готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);  способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения  качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) [4].

Реализация этих требований возможна при формировании в процессе обучения у студентов-бакалавров ИКТ-компетентности – «интегративного личностного образования, характеризующегося: совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ; способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использовать в своей профессионально-педагогической деятельности и осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ» [2, с.45].

В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагога, в котором отражены новые требования к квалификационным качествам педагога [3]. Профессиональный стандарт расширяет понятие ИКТ-компетентности и  рассматривает  три его составляющие:  общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности) [1].

Общепедагогический компонент включает в себя: планирование, анализ и прозрачность образовательного процесса; организацию образовательного процесса, в который входит составление и аннотирование портфолио учащихся, дистанционное консультирование, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов; подготовка и проведение выступлений, консультаций, обсуждений с компьютерной поддержкой;оценивание качества цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам [1].

Таким образом, профессиональный стандарт педагога заявляет более широкий круг требований в области ИКТ-компетентности, чем предполагается при подготовке в вузе, согласно действующему ФГОСу.

Отметим, что согласно ФГОСу основного общего образования формирование общепользовательской компоненты происходит в общеобразовательной школе, а в педагогическом вузе стоит продолжить формирование ИКТ-компетентности в контексте  общепедагогической компоненты, которая впоследствии станет основой для формирования предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

Согласно ФГОС ВПО 3-го поколения, формирование ИКТ-компетентности  у бакалавров по направлению подготовки  «Педагогическое образование» происходит, в том числе и в рамках дисциплины «ИКТ в образовании», которая входит в  базовую часть математического и  естественнонаучного цикла структуры ООП бакалавриата. Сравнительный анализ аннотаций рабочих программ по дисциплине «ИКТ в образовании» разных педагогических вузов показывает, что в настоящее время в рамках этой дисциплины в основном происходит дальнейшее формирование общепользовательской ИКТ-компетентности, не связанной с выбором будущей профессии. К тому же изучение дисциплины осуществляется на разных этапах обучения (1-7 семестры). Таким образом, возникает проблема формирования общепедагогической ИКТ-компетентности в условиях педагогического процесса в соответствии с введенным профессиональным стандартом педагога.

На наш взгляд формирование общепедагогической компоненты должно происходить на 2 курсе обучения в рамках дисциплины «ИКТ в образовании», причем на всех профилях педагогического направления по единой инвариантной рабочей программе.

Список использованных источников
  1. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071.
  2. Панкова Т.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. - Рязань, 2009. – 238 с.
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель) // Вестник образования России. – 2014. - №2. – С. 11-36.
  4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.