ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы: Василенко Оксана Витальевна 1, Кандидат философских наук, Доцент, Почетная грамота ЧГУ. Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Харитонов Михаил Юрьевич 2
1 Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, 2 Чувашский государственный университет доцент Начальник УМУ заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин
В данной работе рассматривается проблема реализации самостоятельной работы студентов (СРС) в контексте использования информационных технологий (ИТ). Показаны пути решения данной проблемы. Описаны информационные ресурсы, использующиеся в практике организаци-ии самостоятельной работы студентов гуманитарного профиля.
В данной работе рассматривается проблема реализации самостоятельной работы студентов (СРС) в контексте использования информационных технологий (ИТ). Показаны пути решения данной проблемы. Описаны информационные ресурсы, использующиеся в практике организаци-ии самостоятельной работы студентов гуманитарного профиля.

 

Принцип «образование длиною в жизнь» был задекларирован еще в 2000 году Европейским саммитои, прошедшим в Лиссабоне как один из приоритетов развития образования в Европе, но прогресс в этой области пока неудовлетворителен. В настоящее время российская система высшего образования находится в сложном положении: вуз, с одной стороны, остаётся институтом передачи знаний, умений и навыков; с другой стороны, в условиях рынка вынужден оказывать платные образовательные услуги, что в результате придаёт зачастую противоречивый характер образовательному процессу. Стремление учебных заведений выпускать как можно большее количество специалистов, в которых заинтересовано производство, а также новая редакция Закона РФ «Об образовании» и участие России в Болонском процессе, делающие упор на качество обучения, демонстрируют функциональную сложность переходного этапа образовательного пространства. Для приведения качества образования в соответствие с требованиями европейского рынка труда перед вузами ставится задача разработать механизм функционирования накопительной системы зачетных единиц (кредитов) студентов по итогам обучения по модульным образовательным программам. Речь идет о том, что для российской высшей школы поиск эффективных методов управления образованием является одной из актуальнейших проблем. Задачи модернизации системы высшего образования, повышения эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России требуют особого внимания к проблемам вузовской науки, являющейся органической частью национального научного потенциала. Обязательным условием адекватности образовательной политики в сфере высшей школы становится открытость системы образования глобальному рынку знаний и технологий.

Компьютеризация учебного процесса – одно из направлений модернизации высшего образования. Компьютерные и информационные технологии – непосредственный элемент современного образования: сегодня сложно представить студента, не пользующегося сотовым телефоном или интернетом, e-mail или Skype. Молодое поколение в основном пользуется электронными носителями информации, в отличие от лиц среднего и старшего возраста, предпочитающих бумажный вариант. Вследствие этого студенты проявляют больший интерес к интерактивным технологиям обучения, что обязаны учитывать преподаватели при организации самостоятельной работы студентов (СРС).

Согласно новой образовательной парадигме внедрение в учебный процесс информационных технологий (ИТ) сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Это в свою очередь требует организации постоянной – реальной и виртуальной – поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. В связи с этим вопросы компьютеризации образования прежде всего рассматриваются как необходимость повышения компьютерной грамотности преподавателей. Помимо умения разрабатывать электронные учебные курсы (ЭУК), преподаватель должен быть знаком с информационными ресурсами, которые можно порекомендовать студентам при организации самостоятельной работы. СРС желательно организовывать таким образом, чтобы необходимый объем материала студент мог освоить самостоятельно. Подобная организация СРС возможна благодаря применению ИТ, превращающих процесс обучения из скучной «обязаловки» в персональный бизнес-проект «long-life learning» [1].

ИТ с их демократичностью позволяют охватить любое количество желающих обучаться. Не секрет, что часть студентов не посещает лекции, при этом дополнительной возможности повторно начитывать материал у преподавателей нет. В этом случае на «выручку» приходят ИТ. Одним из таких решений является недавно запущенная российская система электронного онлайн-образования, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов (Универсариум) [2]. Курсы представлены видеолекциями, заданиями для самостоятельной (домашней) работы, тестированием. Если говорить о социогуманитарных предметах, то преподаватель может рекомендовать курсы «Философия: искусство создавать проблемы» и «История русского театра как история России». Сразу отметим, что мы не говорим о подмене аудиторных занятий дистанционными курсами. Речь идет об организации СРС, т.к. даже посещающие лекции и семинары студенты не всегда успевают грамотно конспектировать материал, а подобные дистанционные курсы являются информационным ресурсом для углубления знаний.

Таким образом, ИТ индивидуализируют процесс обучения и позволяют управлять процессом усвоения знаний. Преподаватель может подобрать индивидуальный план с учетом уровня подготовки студента. Дополнительно этот момент актуализируется потребностями тех студентов, которые в силу каких-либо причин вынуждены досрочно сдавать зачет или экзамен. При подготовке к сдаче экзамена по дисциплине студент имеет возможность просматривать результаты тестов и анализировать их, используя такой информационный ресурс, как Единый портал интернет-тестирования в сфере образования [3]. При ознакомлении с учебной литературой будут полезны рекомендации преподавателя по обращению к электронным библиотекам по социогуманитрным курсам, читаемым в учебном заведении [4].

Под СРС понимается выполнение различного рода заданий, предлагаемых преподавателем студентам. Чаще всего речь идет об учебном материале, который был минимально озвучен на лекции. В этом случае преподаватель может разнообразить формы контроля СРС. Так, при ознакомлении с дополнительной литературой студент может не конспектировать текст учебника, а, используя программу PowerPoint, создать презентацию с динамичными слайдами. Слайды могут содержать анимацию, текст, картинки, видео и многое другое – нет смысла ограничивать студента в творчестве. Обучающийся может подготовить задания по созданию банка данных, базы знаний, а также разработать оригинальный вторичный документ: классификатор, таблицу, реферат, обзор, дайджест, аналитическую справку, аннотацию и т.д.

Использование ИТ меняет образовательное пространство: преподаватель тратит меньше часов на дополнительные занятия со студентами, освободившееся время может отвести на сбор информационных ресурсов, которые следует порекомендовать студентам для СРС. Коррекция информационных интересов студентов действительно является насущной задачей для высшей школы. Проблема информационного общества состоит в избыточности информации, которая несет угрозу для молодёжи в период формирования её ценностных ориентаций. В первую очередь это касается использования интернета, т.к. не каждый молодой человек в состоянии отделять знания от информации и в таких случаях срабатывает психологическая ловушка под названием «парадокс неограниченного выбора». Систематизация, установление истинности и непротиворечивости знаний из интернета и СМИ по проблемам изучаемой дисциплины должны проходить под руководством преподавателя.

Итак, ИТ при организации СРС – эффективный метод решения образовательных задач, предполагающий сокращение времени поиска необходимой информации, онлайн-закрепление полученных знаний, присутствие в учебе элементов креатива и творчества, развитие логического мышления. И самое главное – студент учится работать самостоятельно, реализуя принцип «long-life learning».

Список использованных источников
  1. [1] Процесс непрерывного получения знаний и профессиональных умений с целью личностного развития и роста [2] Универсариум — открытая система электрон[1] Процесс непрерывного получения знаний и профессиональных умений с целью личностного развития и роста
  2. [2] Универсариум — открытая система электронного образования URL: http://universarium.org/ (дата обращения: 27.05.2014)
  3. [3] Единый портал интернет-тестирования в сфере образования URL:http://www.i-exam.ru/ (дата обращения: 27.05.2014)
  4. [4] socioline.ru учебники, монографии по социологии URL:http://socioline.ru/(дата обращения: 27.05.2014)
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  информационные технологии, самостоятельная работа студентов, качество образования

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.