ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор: Головко Татьяна Георгиевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации"
ГБОУ ДПО Ростовской области "Ростовский и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Содержание статьи отражает актуальные проблемы обеспечения физического и психологического здоровья и безопасности школьников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды как важнейшего направления эффективной реализации ФГОС нового поколения.

Информационная безопасность и сохранение здоровья школьников может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, обусловленных ценностями информационно-образовательной среды и воспитательной функции образования. 

Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений может осуществляться в следующих формах и видах: 1) создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий; 2) реализация различных форм организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся; 3) осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся; 4) проведение медико-психологического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников; 5) разработка и реализация программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек; 6) организация службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, формированию гуманных, доброжелательных и справедливых отношений в коллективе; 7) обеспечение безопасной работы с компьютерами и в сети Интернет и др.

В связи с этим, современный учитель должен не только владеть методикой преподавания своего предмета и информационно-коммуникационными технологиями как инструментом эффективной профессиональной деятельности. Он должен быть хорошо осведомлен о проблемах безопасности и сохранения физического и психического здоровья в ИКТ-насыщенной образовательной среде, видах отклоняющегося поведения школьников,  методах работы по их предупреждению и устранению, владеть программно-техническими мерами защиты информации, морально-этическими и правовыми аспектами. Информационную безопасность необходимо рассматривать как педагогическую проблему, цель решения которой – педагогически направляемый процесс формирования у ребенка знаний об информационных угрозах и умений противостоять им, минимизация последствий психического и нравственного воздействия. Воспитательный процесс по данному направлению целесообразно начинать как можно раньше, уже в начальной школе.

Чтобы преодолеть негативное воздействие компьютера и сети Интернет на детей, в школе и дома должна проводиться целенаправленная воспитательная работа в рамках единой стратегия безопасности, четко определены ее направления и содержание деятельности. Комплексный подход включает следующие направления воспитательной работы: 1) работа с учащимися  (урочная и внеурочная); 2) работа с родителями (тематические родительские собрания, семинары, встречи со специалистами и др.);  3) работа с педагогическим коллективом (тематические педсоветы, конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы и др.). 

Необходимую информацию для подготовки и проведения таких мероприятий можно найти на сайтах: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (http://sos-ru.info), «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.ru), Безопасность детей в Интернете (http://www.nachalka.com/bezopasnost)  и других [1, 2, 3, 4].

При проведении внеклассных занятий по обучению информационной безопасности рекомендуется использовать многоуровневый подход.

Первый уровень (репродуктивный) характеризуется применением  объяснительно-иллюстративного метода, когда знания об информационных видах опасностей, влиянии на здоровье и др. предлагаются учащимся в «готовом» виде и педагог различными способами организует их восприятие и усвоение, а учащиеся осмысливают и фиксируют их в памяти. 

Второй уровень (продуктивный):   педагог организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств, а учащиеся под руководством учителя решают познавательные задачи, разбирают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. 

Третий уровень (творческий): предполагает высокую степень самостоятельности в определении целей, содержания и алгоритмов деятельности ученика. Такому подходу соответствую различные виды самостоятельной проектной деятельности, работа в сетевых сообществах, создание реальных жизненных ситуаций, моделей, предполагающих решение проблем, нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение и т.д. [3, с. 17]

В образовательном учреждении должны быть обеспечены все уровни информационной безопасности: законодательный,  административный,  процедурный и программно-технический.  Важным компонентом деятельности образовательного учреждения по обеспечению безопасности в сети Интернет является организация режима доступа к образовательным ресурсам, разработка необходимого пакета документов.

Обеспечение здоровья и информационной безопасности, воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современной школы. Совместное решение проблем со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба со стороны средств ИКТ. 

 

 

Список использованных источников
  1. Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете – техническое руководство [Электронный ресурс]. – URL: http://www.citforum.ru/internet/security_guide/index.shtml.
  2. Безопасность детей в Интернете. Nachalka.com 2008 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nachalka.com/bezopasnost.
  3. Головко Т.Г. Обеспечение здоровья и безопасности школьников в условиях современной информационной образовательной среды [Текст]: Методические рекомендации. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУДПО РО РИПК и ППРО, 2013. – 72 с.
  4. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет [Текст]: Учебно-методический комплект /Л.Н Горбунова (руководитель авторского коллектива), Л.А. Анеликова, А.М. Семибратов, Н.К. Смирнов, Е.В. Сорокина, Т.М. Третьяк. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 176 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  информационное образовательное пространство, информационная безопасность, здоровьесберегающая деятельность, медико-психологического мониторинг, информационное право, информационная этика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.