ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В статье рассматриваются возможности применения информационных технологий при обучении студентов в вузе по программе «Управление проектами».

В эпоху глобализации российское образование ориентировано на создание интерактивной среды обучения, которая предполагает умелое сочетание традиционных и новых форм, методов и средств обучения на разных уровнях системы образования. Информационные технологии интерактивного обучения в высшей школе осуществляются в рамках «компетентностной» образовательной парадигмы с помощью различных средств и нацелены на решение таких задач как: оптимизация процессов обучения и самообучения студентов; стимулирование преподавателя и студентов; постижение экономического образа мышления; обеспечение гибкого, поливариативного процесса обучения студентов в вузе, что в конечном итоге способствует повышению качества образования. Преимущества использования информационных технологий в обучении экономическим дисциплинам в высшей школе проявляются во взаимодействии таких акторов образовательного процесса как «Преподаватель» и «Студент», основанном на отношениях сотрудничества и взаимного доверия.

Рассмотрим возможности применения информационных технологий при обучении студентов курсу «Управление проектами», который читается на экономическом факультете ОмГУ по направлению «Менеджмент» для студентов бакалавриата по программе «Управление проектами».

Для активизации процесса обучения преподаватели вуза могут использовать программные продукты сторонних производителей, среди которых можно выделить программу-оболочку «Hot Potatoes». Данная программа дает возможность разработки интерактивных упражнений, аттестационных материалов, коммуникативных элементов (форум, чат, виртуальная аудитория).

Преподаватель может создавать разнотиповые упражнения, используя информацию в текстовой, графической, аудио, видео формах. Задания, созданные преподавателем сохраняются как веб-страница. Причем студентам требуется всего лишь веб-браузер (Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox и т.п.).[1]

Пять блоков программы-оболочки «Hot Potatoes», которые можно использовать как автономные программы, позволяют создавать следующие виды упражнений: викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий); заполнение пропусков; установление соответствий (3 типа заданий); кроссворд; восстановление последовательности.

На семинарских занятиях по дисциплине «Управление проектами» с помощью онлайнового сервиса MindMeister можно создать ментальную (смысловую) карту (maind maps), которая позволяет в систематизированном виде представить большие объемы информации.[2] Смысловые карты - это специальные схемы, которые наглядно представляют различные идеи, образующие между собой связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.)  и зависимости.

MindMeister предоставляет возможность совместной работы, хранение истории всех изменений, простой интерфейс. Очевидными плюсами MindMeister является то, что данное программное обеспечение работает на широком спектре устройств: ПК, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны с операционными системами iOS и Android, а также дает возможность "подвязать" гиперссылки. Бесплатно можно создать до 3 карт и совместно работать над ними со своими студентами.

Кроме того, можно использовать ресурсы социальных сетей. Так, например,в социальной сети Facebook.com в группе «Управление проектами» даются рекомендации практиков по использованию программного обеспечения при создании и реализации проектов. Обсуждаются плюсы и минусы планировщиков Microsoft Project, Primavera и др., а также ссылки на новую литературу по управлению проектами. Социальная сеть для поиска и установления деловых контактов LinkedIn предлагает дистанционный курс обучения по управлению проектами на английском языке.  

В вузе возможно также использование виртуальной обучающей среды Moodle (Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда).[3]Это лицензионное веб-приложение предоставляет вузу возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Пользователь должен иметь доступ в Интернет, браузер Internet Explorer 6.0 и выше или браузера семейства Mozilla. Moodle позволяет разделить материалы курса на статические и интерактивные, к последним относят такие элементы как лекция (чередование страниц с теоретическим материалом и обучающими тестовыми заданиями и вопросами), задание (загрузка ответа студента в электронной форме (в любом формате) на задание преподавателя,  с возможностью оценивания педагогом полученных ответов), тест (создание различных типов тестовых заданий), Wiki(совместная групповая работа студентов на документами), глоссарий (создание и редактирование списка определений), форум (организация дискуссий по темам).

Ресурсы сети Интернет обширны. Современный мир требует от преподавателя вуза полной включенности в мир информационных и коммуникационных технологий, что позволит педагогу избежать информационного неравенства, повысит не только его социальный статус, но и производительность труда, и в конечном итоге приведет к улучшению качества трудовой жизни.

Список использованных источников
  1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пособие. - Москва: Флинта, 2005. 215 с.ил.
  2. http://www.mindmeister.com/ru
  3. http://moi-uni.ru/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  информационные технологии, интерактивное среда обучения в высшей школе, программные продукты, социальные сети, «Hot Potatoes», MindMeister, Facebook.com, LinkedIn, Moodle

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.