ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ, КАК ОСНОВНОГО КРИТЕРИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ИНЖЕНЕРА ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
В настоящее время практика функционирования системы инженерного образования сильно отдалена от проблемы обучения креативности. Работодателям нужны люди, которые способны нестандартно мыслить, внедрять инновационные решения. Креативность становится профессионально важным качеством современного инженера. Методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач.

Сегодняшняя практика функционирования системы инженерного образования и её модулей сильно отдалена от проблемы обучения креативности. В настоящее время многие технические вузы находятся в состоянии отрыва, отставания инженерного образования от сегодняшних реалий и завтрашних инноваций в технике. Результатом является выпуск из вуза инженеров эрудитов, не знающих, боящихся и избегающих деятельности на предприятиях.

Таким образом, проблемное поле в инженерном образовании можно сегодня обозначить так: через преодоление страха применения знаний на практике и некомпетентности - к высокой профкомпетентности - и уже на этом фундаменте формирование профессиональной креативности выпускника.

При характеристике креативного человека, обычно, имеется в виду творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая.

Совсем недавно креативность считали необходимым только для работников творческих профессий, но творчество необходимо для решения нестандартных задач в любой области, тем более в сфере управления. Работодатели заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Креативного инженера отличает отсутствие страха перед стереотипами, разрушение традиции, и внедрение инновационных решений. Такой подход к повседневной деятельности позволяет предприятию не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.

Таким образом, креативность - это важнейшая характеристика профессионализма, свойство, позволяющее систематически, эффективно и надёжно выполнять профессиональную деятельность в самых разнообразных условиях.

Чаще слово профессионализм связывают с качественной работой инженера, а иногда используют, как оценочное понятие[2]. В настоящее время для разработки модели профессионализма наиболее часто используют компетентностный подход. В соответствии с ним профессионализм – это компетентность в конкретной области деятельности. Компетенция, понимаемая как практическая способность специалиста решать конкретные задачи на основе систематизированных знаний и отрефлексированного опыта их применения, используется в качестве основной единицы анализа профессиональной деятельности [3].

Поиску нестандартных решений способствуют  технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера. Технологии ТРИЗ базируются на обучении готовым эталонным алгоритмам, открытым путём многолетней селекции и анализа прорывных изобретений и инновационных технологий.  Постижение классических решений даёт опору и трамплин для креативности.

В инженерном образовании решение стандартных задач – это не обучение стереотипам; это обучение эталонам. Разработанный авторами электронный образовательный ресурс «Студенческое конструкторское бюро», предназначенный для студентов технических специальностей, направлен именно на это. Ресурс может помочь в формировании знаний и умений в технологии творческого решения инженерных задач, параллельно с набором профессиональных знаний, умений и навыков, что ориентирует будущего инженера на инновационную деятельность [4].

Умение творчески мыслить, владение технологией решения творческих задач и проблем становится необходимым качеством специалиста, во многом определяющим его способность приносить пользу.

Наиболее профессиональными считаются уже не те, кто в совершенстве владеет задачами текущей деятельности, а те, кто кроме этого быстро адаптируется к постоянно появляющимся новым задачам. Главным  становится скорость и качество освоения новых знаний и компетенций, позволяющих изменять свое поведение и быстро адаптироваться к новым задачам и условиям деятельности [1].

Таким образом, креативность становится профессионально важным качеством современного инженера. Творческие способности можно развивать, методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач.

В современных условиях не может быть подлинного профессионализма инженера во-первых без высокого уровня компетенций, необходимых для решения достаточно привычных, в какой-то степени вариативных задач, а во-вторых, способность осваивать новые компетенции, необходимые для решения творческих задач, поток которых будет нарастать в связи с изменениями условий ведения бизнеса, появлением новых технологий, глобальными экономическими и социальными процессами. 

Список использованных источников
  1. Верткин И.М. Качества творческой личности // Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера [Офиц. сайт]. URL: http://www.altshuller.ru.
  2. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. -Вып.4. - С.18-30.
  3. 3. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя//Корпоративный менеджмент [Офиц. сайт]. URL:http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml.printversion
  4. Южакова О.А. Электронный образовательный ресурс «Студенческое конструкторское бюро»//Казанские научные чтения студентов и аспирантов-2012: материалы науч.-практ. конф. - Казань: изд-во «Познание» ИЭУП, 2013. – С.231.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Магистратура
Ключевые слова  Креативность, инженерное образование, инновационные технологии,обучение, профессионализм, теория решения изобретательских задач

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.