ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы: Гарифуллина Наиля Кашафовна, Старший преподаватель, Вяткина Ирина Вячеславовна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Колобаева Наталья Андреевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет
В данной статье рассмотрены возможности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках «Технология». Показано, что ИКТ играют важную роль в формировании у учащихся представления о новейших способах современной обработки технологической информации
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования информационно-коммуникативных технологий на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике. Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий, в частности, мультимедийных презентаций, на уроках «Технология» дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Использование ИКТ на уроках «Технология» позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке [1].
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как ученики получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
При изучении таких разделов, как "Конструирование и моделирование одежды" и "Технология изготовления одежды"предполагает не столько рассказы  по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Интернет безгранично  расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации по средствам он-лайн мастер-класса, которая представляет собой пошаговые фото-курсы по пошиву различных изделий.Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Практическую часть по теме "Моделирование юбки выбранного фасона" можно осуществить с помощью программы «3D-моделированиеJULIVI».Учащиеся  смогут  не только получить объемное изображение, но и увидеть, правильно ли воплотились замыслы, используя такие режимы просмотра, как визуальная оценка изделия ,подбор рисунка, оценка баланса изделия, просмотр припусков на свободу облегания изделия,возможность увидеть распределение напряжений в ткани. Возможности интерактивной доски позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы. С помощью таких графических редакторов как Adobe Photoshop 5.0 и WIN Stitch 6.4. можно преобразовать изображения в схемы для вышивок [2].Изучение раздела "Кулинария: технология приготовления пищи"  и раздела "Кулинария: физиология питания" предполагает постоянную практику, которая заключается в приготовлении учащимися готового продукта. Здесь на помощь педагогу придет учебный тренажер, который не только подготовит и обезопасит, но и систематизирует знания без вреда для здоровья. Работа тренажера основана на огромной библиотеке, описывающей физику процессов, происходящих при приготовлении различных видов продуктов. В процессе  изучения  раздела "Технология ведения дома", где учащиеся знакомятся с современными средствами ухода за одеждой и обувью, а так же с правилами закладки и хранения шерстяных и меховых вещей, одним из вариантов построения урока может быть урок с использованием электронной библиотеки.Электронная библиотека при изучении данного раздела может использоваться так же на этапе закрепления материала [3].
Совершенно очевидно, что образовательная среда на уроках «Технология» позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения практических работ представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ  позволяет многие технические процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов, мультимедиа объектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя.
 
Список использованных источников
  1. Дьяченко, Л.Г. Мультимедийные технологии как средство совершенствования профессиональной подготовки инженеров-экологов: на примере дисциплины «Науки о Земле»: дисс. канд.пед. наук: 13.00.08 / Дьяченко Лариса Григорьевна. – Ульяновск, 2009. – 281 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под.редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.