ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Автор: Ковалева Ольга Александровна, грамоты отдела образования г. Караганды
КГУ Комплекс школа-детский сад №33 города Караганды, Казахстан
В статье рассматриваются вопросы создания на уроках математики особой развивающей среды – среды развития мотивации и формирования ключевых компетенций, ИКТ компетентности учащихся.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ математике

Ковалева О.А.  olga1970@ bk.ru    

Комплекс школа-детский сад № 33 г. Караганды Казахстан

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания на уроках математики особой  развивающей среды – среды развития мотивации и формирования ключевых компетенций, ИКТ компетентности  учащихся.

       Существующее противоречие между: требованиями к подготовке выпускников средней школы по математике, ориентированными на достижение образовательных результатов и формирование ключевых компетенций  и недостаточной разработанностью соответствующего дидактического и методического обеспечения средств формирования ключевых компетенций разрешимо за счет создания  особой информационно-развивающей среды, направленной на формирование ключевых компетенций.  Изучение математики может быть более эффективным и соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта  к образовательным результатам и ключевым компетенциям, если учебный процесс будет построен с использованием возможностей ИКТ и создана особая развивающая среда при обучении математике.

          За основу проектирования ИКТ-образовательной среды взят подход В.Ясвина, который утверждает, что при организации образовательного пространства необходимо: во-первых, педагогически целесообразно организовать соответствующий комплекс «развивающих» стимулов пространственно-предметный компонент образовательной среды; во-вторых, педагогически целесообразно организовать «развивающую» деятельность субъектов образовательного процесса — технологический компонент образовательной среды;в-третьих, педагогически целесообразно организовать «развивающее» межличностное взаимодействие субъектов, опосредующее воздействие на личность соответствующих стимулов и включение ее в соответствующую деятельность в контексте образовательного процесса — социальный компонент образовательной среды.

Таким образом в основе проектирования ИКТ среды на уроках математики лежит системный подход и лежат компоненты , по которым  будет находить дальнейшее развитие образовательная среда:

•          Технологический компонент(формы,  методы, технологии развивающие самостоятельность ученика, обязательно направленные на формирование компетенций,  введение индивидуальных траекторий, программ обучения, формирующая система оценивания).

•          Предметно-пространственный компонент(оформление среды на 3-х языках, внеурочная деятельность, кружки, секции, НОУ «Білім», интеллектуальные олимпиады,конкурсы).

•          Социальное партнерство(сотрудничество с вузами, колледжами, проф.лицеями, участие в НПК).

•          Информационно-методическое обеспечение( психолого-педагогическое и учебно методическое сопровождение учебного процесса : разработки, методические рекомендации, тесты функциональной грамотности, компетентнотно-ориентированные задания, программы, технологии, обучающие тренинги, семинары, направленные на развитие, наращивание творческого потенциала коллектива).

Спроектирована Модель развивающей среды урока математики – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей для развития  мотивации учения и формирования ключевых и допрофессиональных компетенций, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды.

         Средствами создания особой развивающей среды выступают персональный сайт учителя, электронные учебные пособия, справочники, интерактивные упражнения и тренажеры, созданные в традиционных офисных программах и с помощью веб-сервисов и т.д.

 

Элементы развивающей ИКТ- среды:

-Графический редактор "Paint" входит в стандартный комплект программных средств компьютера и позволяет учителю математики создавать интерактивные тренажеры (по шаблонам А.Комаровского и т.д.), электронные пособия с анимационными эффектами (например, движения графиков, точки по тригонометрической окружности и т.п.), компьютерные презентации, интерактивные упражнения с применением приемов медиадидактики

- Графический редактор "Adobe Illustrator"

 - С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления.

-Флипчарты к урокам, разработанные в богатой техническими возможностями программе ActivInspire, помогут сделать урок по-настоящему интерактивным, наглядным, эффективным

· Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение сечений

Интерактивные упражнения, созданные с помощью веб-сервиса http://learningapps.org/

Онлайн-тесты, онлайн-кроссворды, опросыс помощью сервиса http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx

Видеоуроки

Персональный сайт учителя  http://kovalyova.ucoz.ru/

·          создаёт условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, раскрытия творческого потенциала учащихся;

·          дополняет учебник теми элементами, которые он реализовать не может;(интерактивные упражнения, он-лайн тестирование, видеоуроки, сборники тестов для самоподготовки)

·          обеспечивает учебно-методическое сопровождение учебного предмета;(презентации к урокам, лекции и т.д., раздаточный материал)

·          позволяет осуществлять различные виды контроля и подготовку к нему (к ЕНТ, ВОУД, текущий и промежуточный контроль, тренажеры)

•       Самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования, позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения;

•       Использование веб-сервисов позволяет сформировать у учащихся представление о современных средствах представления результата работы с помощью сервисов

Эффективность процесса формирования ключевых компетенций  обеспечивается при условии

n  Использования учителем форм учебной работы с увеличением доли самостоятельной и групповой работы, приемов педагогической техники Гина, Рудика, стратегий  развития критического мышления

n  Создания соответствующего УМК (заданий-измерителей, КОЗ, тестов функциональной грамотности, заданий по таксономии Блума)

n  Разработки и внедрения формирующей системы оценивания

n  Осуществления обратной связи с уч-ся (рефлексия, листы обратной связи)

         Основными задачами современных информационных технологийобучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).Включение в развивающую среду урока математики предложенных элементов, позволяет добиться стабильных качественных результатов обучения и формируют ключевые компетентности обучающихся.Результаты анализа развивающей среды на уроке математики показали:

ü  Сформированность  ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, самоменеджмента) у учащихся

ü  Положительную  динамику успеваемости и качества знаний

ü  Развитие субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися (по результатам контент-анализа)

ü  Развитие позитивной мотивации учения.

ü  Доминирование позитивных установок и стиля отношений между учителем и учениками.

ü  Обогащение структуры образовательной среды

ü  Увеличение форм учебной деятельности, ориентированных на самостоятельность ученика.

ü  Увеличение количества индивидуальных планов и траекторий обучения.

Список использованных источников
  1. .Булин-Соколова Е.И., Семенов А.Л., Уваров А. Ю. Школа информатизации: путь к обновлению // Информатика и образование. 2009. №11
  2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
  3. Ещенко Е. А. Применение информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6140
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  ИКТ, ключевые компетенции, математика, веб-сервисы, персональный сайт

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.