ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Методика обучения основам ИКТ в профессиональной переподготовке учителя информатики

Авторы: Хохлова Елена Николаевна 1, Кутукова Ольга Григорьевна 2, Почетный работник общего образования РФ, Лауреат премии Президента
1 ГАОУ ВПО МИОО, 2 ГБОУ Центр образования "Технологии обучения"
В публикации рассматривается опыт преподавания методики обучения основам ИКТ на факультете переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования.

С введением новых нормативных документов – закона РФ об образовании, ФГОС НОО и ФГОС ООО,  профессионального стандарта педагога, стало очевидным изменение позиции учителя информатики в школе. Именно у этого учителя сосредоточены в руках средства, грамотному использованию которых он может научить и учителей и детей. Кроме того, системно-деятельностный подход, внедряемый в школы с введением нового ФГОС, акцентирует внимание на активных формах обучения, в частности, на методе учебных проектов. Учителя-предметники, прошедшие обучение по программам, связанным с совершенствованием ИКТ-компетентности учителя, и, в зависимости от оснащения школы, либо сами самостоятельно начинают применять полученные знания в своей практике, либо готовы к целенаправленному сотрудничеству с учителем информатики.  В любом случае, ИКТ-компетентный учитель-предметник становится участником процесса информатизации в своей школе, а у большинства учителей информатики и ИКТ, как это ни странно, наблюдается некоторый дисбаланс в профессиональной подготовке. С одной стороны, это специалисты, которые прекрасно владеют средствами ИКТ, с другой – они  часто недостаточно компетентны в вопросах организации образовательного процесса, разнообразии форм и методов обучения.

Согласно новому образовательному Стандарту освоение средств ИКТ может происходить сегодня не только в разных предметных областях, но становится доступным с  1 класса. Рациональное планирование обучения основам ИКТ на протяжении всего периода обучения в школе позволит эффективнее использовать учебное время в различных предметных областях. И тут учителю информатики опять не хватает методических знаний, а типовые курсы повышения квалификации учителей информатики подчас дают лишь основы работы с каким-либо программным продуктом, уделяя мало внимания возможностям встраивания этого продукта в реальную жизнь школы. Поэтому курс «Методика обучения основам ИКТ» выделяется в программе профессиональной переподготовки учителей информатики ГАОУ ВПО МИОО особенным разнообразием видов деятельности обучающихся, позволяющих моделировать образовательные ситуации в школе на учебных занятиях в институте.

Объем курса «Методика обучения основам ИКТ» составляет всего 72 часа. За этот небольшой объем времени обучающиеся получают  знания о современных средствах ИКТ, дидактических возможностях использования информационных технологий и планировании интегрированных курсов и проектировании уроков информатики с элементами интеграции с другими учебными предметами и проектной деятельности на основе ИКТ. В курсе имеется большое количество индивидуальных и групповых заданий, позволяющих овладеть современными средствами коммуникации, необходимыми в профессиональной деятельности учителя, а так же практикой проектной деятельности на основе ИКТ. Курс построен таким образом, чтобы любые задания для обучающихся были непосредственно связаны с их практической работой в школе.

Среди рассматриваемых в курсе методик и технологий можно выделить

·         изучение многообразия офисного ПО и использования офисных технологии в образовательной деятельности на основе сетевое взаимодействие;

·         использование цифровых технологий в образовательной деятельности (в особенности видеотехнологий);

·         использование облачных технологий для организации предметной и межпредметной образовательной деятельности;

·         рассмотрение со средств и технологий дистанционного обучения, методики рационального встраивания их в учебный процесс, а также особенности подготовки и проведения дистанционного урока.

Особенно интересна для обучающихся серия практических занятий, связанная с изучением интегрированной проектной деятельности на основе ИКТ. В курсе изучаются особенности организации проектной деятельности на основе офисных технологий и сетевых коммуникаций, но наиболее важной частью курса является реализация проекта на основе видеотехнологий, включающая в себя не только процесс создания фильма, но и методическое и технологическое сопровождение видеопроекта.

Еще один важный раздел курса посвящен трансформации понятия современного урока. В нем рассматриваются основные функции современного урока: метапредметный подход, передача способов работы со знанием, направленность на развитие базовых способностей, оптимальное сочетание индивидуальной и групповой деятельности, увеличение доли самостоятельной работы, формирование самооценки и рефлексии образовательной деятельности.

ГАОУ ВПО МИОО осуществляет дистанционную поддержку своих курсов на портале http://mioo.seminfo.ru/, использующем LMSMoodle.  Там же имеется тренировочный класс, для обучающихся на ФППК по специальности «Информатика», в котором обучающиеся выполняют задания по разработке ИКТ-поддержки для одной из тем школьного курса (не менее трех уроков). Планируя собственные занятия в ИОС, обучающиеся становятся создателями собственного образовательного контента.

Список использованных источников
  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: Теория и практика. А.Л.Семенов/М.: ИНТ, 2006.
  3. Рекомендации ЮНЕСКО. Структура ИКТ-компетентности учителей. Организация «Объединенных Нации» по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 7 [Текст], place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP7 — 2011.
  4. Кутукова О. Г., Федорова Ю. В., Хохлова Е. Н. Особенности организации повышения квалификации учителей начальной школы на современном этапе модернизации образовательного процесса. Журнал «Информатика и образование», №12 – 2010
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров. А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Информатика и информационные технологии, методика, профессиональная переподготовка педагогических кадров, LMS Moodle

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.