ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

«Рекомендации для учителя по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»

МОУ "Лицей №26", г. Подольск
Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в р

Введение

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. Индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий, с одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала. Педагогические основы их сопровождения, включающие в себя сущность сопровождения как процесса и вариативной технологии его реализации, закономерности и принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, критерии эффективности изучаемого процесса и условия, обеспечивающие эту эффективность.

Педагогическое сопровождение одарённых детей. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, основанная на   сочетании трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу). 

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1)своевременная диагностика возможностей; 2) адекватное содержание воспитания; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии; 4)психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительная деятельность учителя.

Цель педагогического сопровождения:обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи: Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей. Развитие  самостоятельного мышления. Развитие речи,  воображения, памяти, внимания обучающихся в процессе воспитания. Развитие индивидуальных  способностей  в условиях творческих  ситуаций. При построении воспитательного процесса стоит учитывать 2 вида мотивации: Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней). Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения).

Принципы работы с одарёнными детьми: Индивидуализация воспитания (наличие индивидуального плана воспитания учащихся – высший уровень). Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Принцип добровольности.Сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А это возможно при поддержке талантов и дарований, заложенных в ребёнке со стороны педагогов. 

Методы педагогического сопровождения.Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы: опросный метод (диагностическое интервью, ситуационное интервью);  психологические тесты; проективные техники (вербальные и невербальные);  диагностические игровые (имитационные) техники; тренинги и психологические игры; индивидуальные и групповые консультации; круглые столы; семинары, консилиумы; анализ продуктов деятельности, анализ самооценки продуктивности деятельности.

 

Педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды.

Материально – техническое обеспечение; Научно – методическое обеспечение; Развитие кадрового потенциала

 

Креативная образовательная среда– это комплекс взаимосвязанных едиными образовательными, воспитательными и развивающими целями и взаимодействующих в соответствии с образовательной программой социальных институтов (педагоги, семья, учреждения образования, культуры и т. п.), в рамках которого происходит интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое и другое предпрофессиональное развитие личности одаренного школьника.

Заключение.В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Список использованных источников
  1. Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Одаренные дети, профессиональное самоопределение.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.