ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

"Интерактивный синтаксис" на Научно-образовательном портале русского языка "ЯРУС"

Авторы: Белякова Галина Владимировна 1, Доктор филологических наук, Доцент, Зелепухина Виктория Андреевна 2, кандидат технических наук, Гаврилкина Татьяна Юрьевна 2, кандидат филологических наук
1 ФБГОУ ВПО "Астраханский государственный университет", 2 Астраханский государственный университет
Работа посвящена описанию способов подачи теоретических материалов и практических заданий по синтаксису русского языка на Научно-образовательном портале «ЯРУС».

«ЯРУС» (www.yarus.aspu.ru) – научно-образовательный ресурс, предоставляющий пользователям (научным сотрудникам, преподавателям вузов и школ, учащимся средних общеобразовательных и инновационных учебных заведений, студентам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам) возможности комплексного изучения русского языка. На портале представлены исключительно авторские материалы: теоретические сведения по различным разделам языкознания, интерактивные игры (ребусы, кроссворды, криптограммы), интерактивные сервисы (диктанты, в том числе звуковые, тесты).Использование «ЯРУСа» в научно-образовательных целях позволяет компьютеризировать процесс обучения русскому языку в школах и вузах, удовлетворяет потребность в качественной лингвистической литературе нового поколения.

Раздел «Синтаксис» – один из самых молодых на «ЯРУСе»; работа по его созданию выполняется с 1 января по 31 декабря 2014 года в рамках гранта, предоставленного Фондом «Русский мир» (№ 1213Гр/I-243-13). Типология единиц синтаксиса, синтаксические отношения на уровне словосочетания, простого и сложного предложения, соотношения семантической и формальной структур предложения – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются все, кто стремится познать тонкости русского синтаксиса. Задачей авторов является оказание помощи пользователям в постижении особенностей русского синтаксиса. Как показал анализ существующих интернет-ресурсов, предлагаемая информация по синтаксису, в основном, ограничивается теоретическими сведениями и не содержит обучающей составляющей. Имеющиеся же в веб-среде материалы практической направленности фрагментарны, не выстроены в виде системы и представляют собой общие рекомендации по соблюдению синтаксических норм либо посвящены отдельным проблемам русского синтаксиса. Некоторые ресурсы предлагают готовый анализ синтаксических конструкций, ограничивающийся перечислением частеречной принадлежности членов предложения. Таким образом, в сети Интернет отсутствует ресурс, на котором бы освещались различные вопросы синтаксического строя русского языка.

Теоретические и практические материалы по синтаксису на портале «ЯРУС» представлены в комплексе. Основные теоретические сведения находятся в разделе «Теория»/«Грамматика»/«Синтаксис». Отметим, что одним из часто используемых методов подачи теоретических материалов на «ЯРУСе» является схемно-табличный, способствующий более быстрому пониманию и запоминанию. Каждое теоретическое положение сопровождается текстовыми иллюстрациями из произведений русской литературы, как классической, так и современной. В разделе «Библиография»/«Синтаксис» размещён библиографический каталог, который включает перечень статей из лингвистических журналов. Информацию о лингвистах, занимавшихся разработкой проблем синтаксиса, можно найти в разделе «Биографии лингвистов». В разделе «Теория»/«Лексикография»/«Аннотированный каталог словарей»/«Грамматические словари» расположен реестр словарей, среди которых имеются издания, посвящённые и некоторым проблемам синтаксиса. Для закрепления теоретических сведений на практике авторами портала создан раздел «Онлайн-сервисы», делающий возможным дистанционное обучение и объективную оценку качества знаний посредством использования модуля тестирования. Здесь представлены тестовые задания по основным подразделам синтаксиса. Игровые приёмы обучения реализуются в разделе «Онлайн-игры»: пользователи в скором времени получат возможность проверить знания по синтаксису в занимательной форме, разгадав тематические кроссворды и криптограммы.

Уникальной находкой авторов, не имеющей аналогов ни в печатных учебных изданиях, ни в интернет-пространстве, является разрабатываемый в настоящее время интерактивный сервис «Моделирование логических (иерархических) схем многочленных сложноподчиненных предложений и сложных предложений усложнённой структуры». Следуя алгоритму, заполняя пошагово каждое поле данного сервиса, обучающиеся моделируют схемы предложений различных уровней сложности (лёгкий, сложный, очень сложный) и, в случае правильных ответов на все пункты анализа, получают на выходе соответствующую иерархическую схему.

К сожалению, преподаванию синтаксиса в средней школе и в вузе в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Сокращение часов, отведённых на изучение русского языка, приводит к тому, что педагоги считают возможным «пожертвовать» синтаксисом ради других разделов, например, орфографии и пунктуации, и ограничиться подачей эпизодических сведений. Следствием этого является возникновение ошибок в согласовании и управлении, неправильный порядок слов, искажающий смысл предложения, и т.п. Интерактивный способ подачи материала позволяет не только оптимизировать процесс изучения синтаксиса, но и способствовать привлечению наибольшего количества пользователей как из России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Справедливость этого утверждения поддерживается статистикой посещаемости ресурса: наблюдается постоянный рост числа пользователей «ЯРУСа», а также увеличивается количество стран, жителей которых привлекают материалы данного портала.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  портал русского языка, синтаксис, теоретические материалы, практические материалы, интерактивный сервис

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.