ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Автор: Артемьева Екатерина Сергеевна, Кандидат педагогических наук
ГБОУ СПО Калужский государственный машиностроительный колледж
Применение электронных изданий в учебном процессе СПО и ВПО позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению, осуществлять обратную связь между учащимся и преподавателем, оказывает существенную помощь преподавателю при подготовке к занятиям, повышает компетентность студентов.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Артемьева Екатерина Сергеевна, Чайков Сергей Геннадьевич (es-art@mail.ru). ГБОУ СПО «Калужский государственный машиностроительный колледж», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» калужский филиал, г. Калуга. Аннотация Применение электронных изданий в учебном процессе СПО и ВПО позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению, осуществлять обратную связь между учащимся и преподавателем, оказывает существенную помощь преподавателю при подготовке к занятиям, повышает компетентность студентов. В последнее время принципиально изменились масштабы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Информатизация сферы образования приобретает принципиально новое функциональное назначение: во главу угла ставится задача массового использования ИКТ на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях необходимо отчетливо представлять себе роль ИКТ в образовательном процессе. Новая образовательная модель является сочетанием четырех компонентов в учебном процессе: компьютер (источник информации, обучение, практика, контроль), учитель (отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учащихся, организация объективных форм контроля), учебные информационные материалы (традиционные, электронные), учащийся (восприятие и усвоение учебного материала, самостоятельная работа, самоконтроль). С появлением компьютера грань между аудиторной и самостоятельной работой стала исчезать, формируется новая форма учебной деятельности, основанная на самооценке, все компоненты обучения объединяются обратными связями. Возможности учителя, использующего ИКТ для обучения, значительно расширяются. Это положение можно обосновать уже тем, что значительно расширяется его аудитория, она больше не ограничивается только классом из 25 – 30 человек. Расширяются и возможности учащихся, они могут неограниченное число раз анализировать решение задачи, отрабатывать навыки, выполнять задания тестов, сравнивать самостоятельно выполненное задание с ответами, решениями, уравнениями, предложенными разработчиками. Можно указать три основных направления в использовании ИКТ для обучения химии. Первое направление связано с привлечением обучаемых к разработке элементов программ, в процессе создания которых и происходит совершенствование умений по решению задач. Обучение может осуществляться и в процессе научно-исследовательской работы учащихся, при выполнении творческих работ, а также в ходе выполнения специальных практикумов по дисциплинам «Химия» и «Концепция современного естествознания». К работе по формированию базы данных интерактивного самоучителя мы привлекали отдельных учащихся, которые подбирали интересные, по их мнению, задачи, выполняли самостоятельно их решения, и переносили их на электронный носитель, выделяя отдельные логически связанные элементы решения. Учащиеся, осваивая новый для них вид деятельности и обдумывая способы выполнения задач, получали опыт практической деятельности по их решению. Второе направление связано с использованием вычислительных и аналитических возможностей электронной техники. Компьютер выступает в этом случае как средство, решающее химическую задачу, или демонстрирующее химический опыт. Учащемуся отводится пассивная роль. Активность его ограничивается тем, что он вводит данные условия и анализирует выданный компьютером результат. Программы для химических расчетов и моделирующие программы позволяют учащемуся быстро получить готовый результат - решить задачу, но практически не учат тому, как решить задачу. Третье направление связано с использованием компьютера как учебного средства. Практика показывает, что высокая результативность обучения достигается тогда, когда учитель проявляет заботу о развитии мышления учащихся и вооружен приемами обучения выполнения умственных действий. Между обучением и развитием существует непосредственная взаимосвязь: чем лучше сформировано умение учащихся осуществлять умственные действия, тем легче они осваивают учебный материал, чем логичнее учебный материал, требующий для своего усвоения проведения различных умственных действий, тем быстрее и успешнее овладевают они этими действиями. Взаимосвязь эта еще рельефнее подчеркивает единство различных сторон образовательного процесса, включающего обучение, развитие и воспитание учащихся. По отношению к электронному изданию, это означает в первую очередь наличие системы заданий, построенной так, чтобы при выполнении интерактивных заданий в сознании пользователя формировались важнейшие химические понятия и первоначальные умения применять знания. Электронные издания (ЭИ) «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» [1], «1С:Школа. Химия, 8 кл.» [2] имеют разветвленную структуру. Важнейшим элементом этих ЭИ является тренажер. Этот элемент позволяет пользователю выполнять задания самостоятельно в интерактивном режиме. В качестве ответа обычно вводятся слова, обозначающие важнейшие химические понятия, термины, химические и математические формулы, результаты расчетов и другая значимая информация. Если у пользователя возникают затруднения, связанные с незнанием теоретического материала, он может обратиться к предметной подсказке. Подсказка содержит краткую справочную информацию о том действии, которое затруднился выполнить пользователь. Это наиболее быстрый путь получения информации при затруднении. При вводе ответа обучаемый обязан выполнять определенные правила: использовать при введении формул латинский алфавит, соблюдать порядок расположения пробелов при вводе уравнений, применять условные обозначения и символы. Эти правила с примерами доводятся до пользователя в тексте технической помощи. При желании пользователь может сразу получить подробное решение задачи. Оно всегда доступно для учащегося. При его помощи учащийся может, не выполняя интерактивную часть, познакомиться с ходом решения. Эти возможности реализуются с помощью клавиш панели управления в нижней части экрана. Студенты могут выполнять задания, не выходя за пределы тренажера, возможностей для этого вполне достаточно. Ответы формируется при активном участии учащегося, порядок действий которого не регламентирован, но, в конечном счете, вполне предсказуем. По нашему мнению, пользователя в работе с ЭИ увлекает именно возможность самостоятельно освоить новые для него области знания, возможность проявить и проверить свои способности. Говоря о применении ЭИ, мы в первую очередь имеем в виду, что для студентов «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» [1], «1С:Школа. Химия, 8 кл.» [2] предоставляют образцы решений и опорные схемы, являются учебным пособием. Задания для тренажера выполнены так, что учащийся с недостаточной подготовкой по химии может начать изучение дисциплины практически с любой темы. На наш взгляд, это увеличивает ценность ЭИ и расширяет возможности их применения для обучения и самообучения. Единственное и достаточное требование к пользователю – желание освоить новую для него область знаний. Литература 1. Ахлебинин А. К. «Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель». / А. К. Ахлебинин и др. // Мультимедийный компакт- диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С 2004 г. 2. «1С:Школа. Химия, 8 кл.» выполнен на платформе «1С:Образование 4. Дом». Мультимедийный компакт-диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С 2013. 3. Чайков С.Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий. Автореф…к.пед.н. – Москва, 2004.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Артемьева Екатерина Сергеевна, Чайков Сергей Геннадьевич (es-art@mail.ru). ГБОУ СПО «Калужский государственный машиностроительный колледж», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» калужский филиал, г. Калуга. Аннотация Применение электронных изданий в учебном процессе СПО и ВПО позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению, осуществлять обратную связь между учащимся и преподавателем, оказывает существенную помощь преподавателю при подготовке к занятиям, повышает компетентность студентов. В последнее время принципиально изменились масштабы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Информатизация сферы образования приобретает принципиально новое функциональное назначение: во главу угла ставится задача массового использования ИКТ на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях необходимо отчетливо представлять себе роль ИКТ в образовательном процессе. Новая образовательная модель является сочетанием четырех компонентов в учебном процессе: компьютер (источник информации, обучение, практика, контроль), учитель (отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учащихся, организация объективных форм контроля), учебные информационные материалы (традиционные, электронные), учащийся (восприятие и усвоение учебного материала, самостоятельная работа, самоконтроль). С появлением компьютера грань между аудиторной и самостоятельной работой стала исчезать, формируется новая форма учебной деятельности, основанная на самооценке, все компоненты обучения объединяются обратными связями. Возможности учителя, использующего ИКТ для обучения, значительно расширяются. Это положение можно обосновать уже тем, что значительно расширяется его аудитория, она больше не ограничивается только классом из 25 – 30 человек. Расширяются и возможности учащихся, они могут неограниченное число раз анализировать решение задачи, отрабатывать навыки, выполнять задания тестов, сравнивать самостоятельно выполненное задание с ответами, решениями, уравнениями, предложенными разработчиками. Можно указать три основных направления в использовании ИКТ для обучения химии. Первое направление связано с привлечением обучаемых к разработке элементов программ, в процессе создания которых и происходит совершенствование умений по решению задач. Обучение может осуществляться и в процессе научно-исследовательской работы учащихся, при выполнении творческих работ, а также в ходе выполнения специальных практикумов по дисциплинам «Химия» и «Концепция современного естествознания». К работе по формированию базы данных интерактивного самоучителя мы привлекали отдельных учащихся, которые подбирали интересные, по их мнению, задачи, выполняли самостоятельно их решения, и переносили их на электронный носитель, выделяя отдельные логически связанные элементы решения. Учащиеся, осваивая новый для них вид деятельности и обдумывая способы выполнения задач, получали опыт практической деятельности по их решению. Второе направление связано с использованием вычислительных и аналитических возможностей электронной техники. Компьютер выступает в этом случае как средство, решающее химическую задачу, или демонстрирующее химический опыт. Учащемуся отводится пассивная роль. Активность его ограничивается тем, что он вводит данные условия и анализирует выданный компьютером результат. Программы для химических расчетов и моделирующие программы позволяют учащемуся быстро получить готовый результат - решить задачу, но практически не учат тому, как решить задачу. Третье направление связано с использованием компьютера как учебного средства. Практика показывает, что высокая результативность обучения достигается тогда, когда учитель проявляет заботу о развитии мышления учащихся и вооружен приемами обучения выполнения умственных действий. Между обучением и развитием существует непосредственная взаимосвязь: чем лучше сформировано умение учащихся осуществлять умственные действия, тем легче они осваивают учебный материал, чем логичнее учебный материал, требующий для своего усвоения проведения различных умственных действий, тем быстрее и успешнее овладевают они этими действиями. Взаимосвязь эта еще рельефнее подчеркивает единство различных сторон образовательного процесса, включающего обучение, развитие и воспитание учащихся. По отношению к электронному изданию, это означает в первую очередь наличие системы заданий, построенной так, чтобы при выполнении интерактивных заданий в сознании пользователя формировались важнейшие химические понятия и первоначальные умения применять знания. Электронные издания (ЭИ) «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» [1], «1С:Школа. Химия, 8 кл.» [2] имеют разветвленную структуру. Важнейшим элементом этих ЭИ является тренажер. Этот элемент позволяет пользователю выполнять задания самостоятельно в интерактивном режиме. В качестве ответа обычно вводятся слова, обозначающие важнейшие химические понятия, термины, химические и математические формулы, результаты расчетов и другая значимая информация. Если у пользователя возникают затруднения, связанные с незнанием теоретического материала, он может обратиться к предметной подсказке. Подсказка содержит краткую справочную информацию о том действии, которое затруднился выполнить пользователь. Это наиболее быстрый путь получения информации при затруднении. При вводе ответа обучаемый обязан выполнять определенные правила: использовать при введении формул латинский алфавит, соблюдать порядок расположения пробелов при вводе уравнений, применять условные обозначения и символы. Эти правила с примерами доводятся до пользователя в тексте технической помощи. При желании пользователь может сразу получить подробное решение задачи. Оно всегда доступно для учащегося. При его помощи учащийся может, не выполняя интерактивную часть, познакомиться с ходом решения. Эти возможности реализуются с помощью клавиш панели управления в нижней части экрана. Студенты могут выполнять задания, не выходя за пределы тренажера, возможностей для этого вполне достаточно. Ответы формируется при активном участии учащегося, порядок действий которого не регламентирован, но, в конечном счете, вполне предсказуем. По нашему мнению, пользователя в работе с ЭИ увлекает именно возможность самостоятельно освоить новые для него области знания, возможность проявить и проверить свои способности. Говоря о применении ЭИ, мы в первую очередь имеем в виду, что для студентов «Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель» [1], «1С:Школа. Химия, 8 кл.» [2] предоставляют образцы решений и опорные схемы, являются учебным пособием. Задания для тренажера выполнены так, что учащийся с недостаточной подготовкой по химии может начать изучение дисциплины практически с любой темы. На наш взгляд, это увеличивает ценность ЭИ и расширяет возможности их применения для обучения и самообучения. Единственное и достаточное требование к пользователю – желание освоить новую для него область знаний.

Список использованных источников
  1. Ахлебинин А. К. «Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель». / А. К. Ахлебинин и др. // Мультимедийный компакт- диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С 2004 г.
  2. «1С:Школа. Химия, 8 кл.» выполнен на платформе «1С:Образование 4. Дом». Мультимедийный компакт-диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С 2013.
  3. Чайков С.Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий. Автореф…к.пед.н. – Москва, 2004.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  электронные издания, информационно-коммуникационные технологии.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.