ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПАРАДИГМА "3-Э" КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОДУКТИВНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат № 15 "Мещанский"
В быту и на производстве успешным и независимым может стать тот человек, кто в процессе образования и развития освоил парадигму "3 -Э": электротехника, электроника, элементы математической логики. Усвоение основ творческого труда в школьном возрасте определяет социальную активность развивающейся личности, а это впоследствии приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям.

Инициатива, энергия, знания, способности, творчество каждого человека – вот условия развития современного российского общества. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника нового типа, основу действий которого определяли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, быстрая ориентация в информационных потоках, открытость инновационным идеям, способность к изобретательству.

Изобретательская и исследовательская деятельность учащихся дает им возможность оказаться в среде, способствующей развитию их творческих способностей, получить свой личный опыт применения полученных знаний на практике.

Значимым фактором, способствующим развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора при организации занятий научно-техническим творчеством.

В современных условиях научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс его развития является важнейшей составляющей современной системы образования.

Развитие современного общества требует более активного и массового внедрения новых технологий, информатизации и компьютеризации во все сферы жизни. В настоящее время приобретает особое значение способность человека найти и выделить для себя нужные научно-технические идеи, применить их в повседневной практике, быть способным к их совершенствованию. Наилучшие возможности будут иметь в дальнейшем профессионалы, обладающие умением анализировать и сравнивать свойства технических объектов, оценивающие перспективы развития техники, способные совершенствовать аппаратуру. Эти возможности обеспечивает организация самостоятельного развития личности в области технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования.

Моделирование, построение логических схем, экспериментирование в процессе технического творчества предполагает изучение основ различных технических направлений: автоматика, электротехника, радиотехника, электроника и микропроцессорная техника. Таким образом, представляется возможным организовать комплексное развитие научно-технического потенциала учащихся. 

На занятиях кружка совместно со школьниками мы решаем следующие задачи:

формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

развитие собственного исследовательского и познавательного опыта;

поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

постановка задач на поиск творческих альтернативных решений;

разработка логических схем, выбор лучших, построение моделей, тестирование и отладка модели;

Естественно- математические знания, логическое мышление, техническое воображение личности являются главными факторами, определяющими развитие цивилизации, позволяют изучать мир, выявлять его закономерности, определяют способы деятельности и обоснованные решения, что дает возможность миру и человеку устойчиво развиваться, не разрушая, а поддерживая друг друга.

Именно поэтому подрастающее поколение, если оно хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должно владеть основами научного мышления, понимать, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода исследования мира. В быту и на производстве успешным и независимым может стать тот человек, кто в процессе образования и развития освоил парадигму "3 -Э": электротехника, электроника, элементы математической логики.

Чтобы достичь успеха на пути профессионального определения необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, изобретательства в решении конкретной проблемы. Научно-техническое творчество школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская и изобретательская практика в процессе освоения азов знаний физики способствует развитию основ научного мышления учащихся, познанию законов природы, позволяет развивать конструкторское воображение, инженерное мышление, повысить технический кругозор школьников (Модуль "Основы электротехники")

Современный ребенок постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы, он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает:

формирование и совершенствование мыслительных операций;

стимулирование процессов перехода к мышлению, основанному на современной логике;

умение выделять существенные свойства объектов и явлений, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, раскрывать существо научных моделей;

комплексное видение научно-технических проблем и использование различных подходов к их решению.

Следовательно, в целях реализации задач развития технического творчества считаю необходимым освоение со школьниками основ алгебры логики – математического аппарата, с помощью которого записывают, вычисляют, упрощают и преобразовывают логические высказывания.

Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера, поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры 1 и 0, а значений логических переменных тоже два: 1 и 0.

Логический элемент компьютера — это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию. (Модуль «ЭМЛ»)

Очень важно для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировосприятия учащегося, его личностный рост.

Важную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность школьников, проходящая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их существенные связи с электрическими явлениями.

Программа кружка обеспечивает создание условий для целенаправленной работы по поисково-исследовательской деятельности школьников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Эти условия позволяют систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об электричестве в окружающем мире, в природе и на службе человеку, а также дать возможность школьникам через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого». (Модуль "Электроника. Схемотехника")

Итогом деятельности по развитию научно-технического творчества является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе.

Именно с раннего школьного возраста, по нашему убеждению, должно начинаться формирование интеллектуально-развитой личности с освоенными компетенциями, позитивной самореализацией себя в современном мире, овладевшей универсальными способами деятельности.

Список использованных источников
  1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. и др. Поиск новых идей: От озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. - 381 с.
  2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы/Сост. П.Н. Андрианов. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
  3. Богатырев А.Н. Радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ: Учеб. пособие для 8-9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. - 175 с.
  4. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования: Пособие для руководителей кружков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
  5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
  6. Внеурочная работа по физике/Под ред. О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
  7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения/Сборник статей. М.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1935. - 135 с.
  8. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электронику: Кн. для учащихся IV VII кл. - М.: Просвещение, 1984. - 96 с.
  9. Иванов Б.С. Электронные игрушки. М.: Радио и связь, 1988.80 с.
  10. Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в 7-9 классах. Курган, 1993. -38 с.
  11. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения/Пер. с французского. СПб.: Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1901. - 232 с.
  12. Бачинин А., Панкратов В., Накоряков В. Б32 Основы программирования микроконтроллеров / Артём Бачинин, Василий Панкратов, Виктор Накоряков — ООО «Амперка», 2013 — 207 с
  13. http://sotvorimvmeste.ru; Сотворим вместе - Форум Студенческого Конструкторского Исследовательского Бюро НИЯУ МИФИ, 2014-05-30
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Электротехника, электроника, математическая логика, основы программирования, робототехника.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.