ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

IT-ПРОГРЕСС: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

ФГБ ВПО Московский Государственный Университет Пищевых Произвоств
В докладе автор пытается взвесить на чашах весов своего учительского опыта положительный и отрицательный вклад использования компьютерных технологий в образовательном процессе и дать некоторые общие рекомендации к методикам обучения информатике в школе.

О положительных аспектах информатизации школьного образования долго говорить не будем - на первый взгляд, они очевидны. Это и быстрый доступ к всевозможным образовательным материалам и ресурсам, и возможность наглядного представления материалов с помощью мультимедийных презентаций и интерактивных досок, и демонстрация различных явлений на компьютерных пространственных моделях, и игровые обучающие программы.  Однако…

Стремительное развитие информационных технологий ставит учителя информатики в непростое положение: выбор операционной ситемы для себя и для учащихся, постоянно появляющееся и обновляющееся программное обеспечение (ПО), меняющиеся интерфейсы, меняющиеся технологии доступа и связи. Только изучили разделение на классы IPv4 – уже неактуально, уже на пороге v6 и бесклассовая адресация. Возможности школьников также различны: кто-то не расстается с планшетом и макбуком, для кого-то проблематичен даже доступ в Интернет. Школьные учебники по информатике тоже “попадают»  в непростую ситуацию в связи с тем, что базовое ПО (например, Microsoft Office), ежегодно выпускает новые версии, и руководства к практическим занятиям устаревают. Какой же подход к преподаванию информатики выбрать учителю? Постараемся обозначить основные направления.

С первых уроков в средней школе важно донести до учеников, что информатика – это наука, и надо преподносить ее именно как важную, современную науку - помощницу в различных областях: в медицине,  в промышленности, в сборе, организации и обработке данных и т.д. Современные приложения «в одно касание» создают видимость простоты разработки презентаций, таблиц, рисунков. Однако любое из этих приложений создано программистами, и в его основе лежат алгоритмы и владение средой разработки. Поэтому обязательными разделами любого курса информатики должны быть: основы организации ЭВМ, системы счисления, вычислительные процессы, развитие программирования и изучение алгоритмического языка программирования. Это и есть тот базис, который представляет НАУКУ информатику. Ничто так не развивает алгоритмическое мышление, как задачи по программированию на массивы, на строки. Причем выполнять их не обязательно на компьютере: алгоритм останется алгоритмом и в тетради. Прекрасной подготовкой к программированию в 5 – 6-х классах являются задачи про исполнителей Водолея, Кузнечика, Робота, Чертежника. Они хорошо представлены в [1], [2],[3]. Параллельно с решением на компьютере, ученик должен уметь записать в тетради алгоритм, синтаксически верно оперируя доступными командами.

Что делать с практическими занятиями по текстовым и табличным редакторам, по составлению презентаций, когда в школе и на домашних компьютерах учеников стоит разное ПО, а школьник заявляет, что он не будет работать в старом 2003 Word'е, так как уже вышел Office 365? Здесь важно донести до учеников, что развитие ПО неизбежно, что знать досконально все версии и все возможности редакторов невозможно, и предложить им системный подход, который заключается в следующем:

 

1.        Четко сформулировать задачу, проанализировать исходные данные, понять цели, представить конечный вид документа.

2.        Знать в общем возможности редактора: например, редактирование текста, создание анимации и т. д. Когда ученик будет знать, что конкретно делать и что это можно сделать, поиск того, как делать, будет целенаправленнее и легче.

3.        В случае затруднения воспользоваться встроенной справкой редактора.

Тогда в учебниках будет достаточно подробно описать задание на практическую работу и наметить алгоритм ее выполнения. А с конкретными пунктами меню современные школьники разберуться лучше учителей. Важно также обзорно познакомить школьников с редакторами различных разработчиков (например, с векторными редакторами от Adobe, от Corel Draw, под MacOS), обозначить их основные возможности и функции. Можно предложить ученикам выполнить одно и тоже задание в различных редакторах и провести сравнительный анализ.

Важно, чтобы при выполнении практических работ, ученик умел грамотно и четко объяснить свои действия с использованием предметной терминологии. По этой причине отказываться от учебников и описания в них практических работ нельзя.

И, наконец, затронем еще одну актуальную тему: применение мультимедийных презентаций как сопровождение на уроке. О достоинствах восприятия мультимедийной информации сейчас можно найти множество теоретических работ (как пример см. [4], [5], [6] ). Действительно, одновременная передача информации по различным каналам – звуковому, визуальному с использованием анимации – повышает ее восприятие. Но при использовании презентаций на уроке важно соблюдать меру. Часто можно наблюдать, как учитель создаст уже озвученную презентацию (видео-лекцию) и запускает ее на весь урок. В этом случае презентация ничем не отличается от просмотра телевизионной передачи [7]. А если каждый учитель на каждом уроке запустит подобные презентации? Школьники почти пять часов будут просиживать перед экраном в роли пассивных наблюдателей. Информация будет поступать им в «разжеванном» виде, текст читает автор презентации, мозг перегружается аудиовизуальными эффектами.  И тогда происходит самое страшное – у детей исчезает воображение. Это и есть скрытая опасность повального увлечения презентациями на уроках. Вспомним высказывание Эйнштейна: «Воображение - это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события. Воображение важнее учения».

Для того, чтобы презентация на уроке вносила только положительный вклад в образовательный процесс, важно соблюдать следующие рекомендации:

1.        Учитель должен быть ведущим урока, ученики – действующими лицами, а презентация - помощником и инструментом.

2.        Предпочтительнее строгий научный стиль презентации (при этом вполне допустимы веселые и оригинальные рисунки).

3.        Значимые термины, блок-схемы, графики с презентации должны конспектироваться в тетрадь для лучшего запоминания.

4.        Лучше работать в интерактивном режиме: ученики зачитывают по очереди текст с презентации, учитель добавляет комментарии. Также презентацию можно дополнить интерактивным содержимым в виде вопросов, заданий и пр.

Итак, при грамотном и рациональном использовании компьютерные технологии вносят значимый вклад в образовательный процесс и помогают учителю. Главное – всегда помнить о том, что компьютер должен служить на благо человеку, а не человек становиться рабом компьютера. Поэтому еще раз хочется напомнить о важности соблюдения СНиП для школьников при работе с компьютером и проведении физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках информатики.

Список использованных источников
  1. 1. Алгоритмика: 5 – 7 классы: Учебник и задачник для общеобразоват. учеб. заведений\ А. К. Звонкин, С. К. Ландо и др. – М.: Дрофа, 1996. – 304 с.: ил.
  2. 2. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: Бином, 2014.- 192 с.
  3. 3. Занимательная информатика. Учебное пособие \ Златопольский Д. М. – М.: Бином, 2011. – 424 с.
  4. 4. Проблемы мультимедийного образования. Кулагин В. П. Перспективы науки и образования, выпуск № 5\2013
  5. 5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 352с.
  6. 6. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов / Н.И.Комарова. - М.: МГПУ, 2004
  7. 7. Wintershtein P. & Jungwirth R. J. (2006). Medienkonsum und Passivrauchen bei Vorschulkindern. Kinder und Judendartzt, 37(4). 205-211.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  информатика и ИКТ, средняя школа, мультимедийные презентации, негативное воздействие презентации, развитие алгоритмического мышления у школьников

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.