ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Развитие коммуникативной функции речи у учащихся коррекционных школ с помощью ИКТ

Автор: Бариньяк Цветана Александровна, Почетная грамота Министерства Образования Московской области
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность» г. Дубны Московской области»
В работе автор рассматривает приёмы развития коммуникативной функции речи, в сочетании с разнообразными ЦОР, как одно из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми.

Одной из важнейших коррекционных задач логопедии является развитие коммуникативной функции речи школьников. Причина данной проблемы лежит не только в недостаточной сформированности речи, но и в особенностях мотивационной, эмоционально-волевой сфер.

Каждый учитель должен обращать внимание не только на содержательную сторону высказываний учащихся, но и на форму построения фраз. Не следует допускать, чтобы учащиеся говорили небрежно, с недомолвками, заменяя некоторые слова жестами. Специально подобранные упражнения, задания и дидактические игры являются прекрасным материалом для развития коммуникативной функции речи школьников.

Необходимо организовать на уроках диалог школьников друг с другом и с учителем. Я использую приемы работы, способствующие развитию умений:

  • составлять правильные по смыслу и грамматически точно оформленные предложения (ответы) с опорой на алгоритм ответа;
  • составлять высказывание-рассуждение;
  • самостоятельно составлять вопросы к текстам статей учебника, наглядным материалам и задавать их одноклассникам.

В помощь школьникам на слайдах компьютерной презентации записывается вопрос и дается примерная схема построения ответа. Например:

Свой ответ начни со слов: «Целый день ребята строили…»

 

Использование данного приема позволяет школьникам развернуто и правильно отвечать на вопросы учителя.

На этапе закрепления изучаемой темы я провожу работу по развитию, навыков самостоятельного составления школьниками вопросов:

  • к предложению, абзацу, тексту;
  • к наглядному материалу;

Для развития умения сопоставлять вопрос с правильным ответом школьникам предлагаю выбрать ответы, подходящие к вопросам. На слайде изображена таблица, в первом столбике которой записаны вопросы к тексту, а во втором столбике перепутанные местами ответы на них. Задача школьников соединить вопрос с правильным ответом.

Усложненным является комбинированный вариант работы с вопросами и ответами к изучаемой теме. Школьники должны либо сформулировать ответ на вопрос из таблицы, либо к данному ответу задать вопрос, опираясь на предложенное первое слово вопроса. Задание может выполняться в парах, в командах и оцениваться не только педагогом, но и учащимися.

В первой части такой таблицы школьникам предлагаю начальное слово вопроса, а во второй части таблицы иллюстрация или предложение, вопрос к которой (которому) можно задать, используя данные в начале слова. Вопросы задают ученики. Конечно, эта задача очень сложная и под силу далеко не каждому учащемуся специальной (коррекционной) школы, но значимость такой работы велика, так как она способствует развитию самостоятельности при осмысливании текста, правильности использования языковых средств для построения высказывания.

Данные методические приемы в сочетании с разнообразными наглядными пособиями, ЦОР, будут способствовать не только развитию коммуникативной функции речи, но и более успешному усвоению знаний, а также формированию практических умений детей с нарушением интеллекта. Предложенные формы заданий и упражнений могут использоваться в специальных (коррекционных) школах на любых уроках, а также во время проведения внеклассных мероприятий.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения. В своей работе я дополнительно использую:

  • Компьютерную программу «Игры для Тигры».
  • Компьютерный практикум для логопедических занятий на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере».
  • Уроки Мудрой Совы – виртуальная школа. http://www.logozavr.ru/1549/
  • Электронное пособие: «Учимся правильно говорить».

Кроме разработанных мною 2-х мультимедийных проектов:

  • «Коррекция отклонений в развитии речи детей с помощью ИКТ»;
  • «Формирование грамматического строя речи»;

 

я применяю на занятиях собственную систему уроков, созданную с использованием ресурсов Интернет, и адаптированную для учащихся нашей школы.

На протяжении нескольких лет я подбираю материал для уроков в виде учебных презентаций и видеофрагментов, согласно тематическому планированию. Созданные цифровые ресурсы по различным предметам способствуют развитию у учащихся с трудностями обучения чтению и письму высших психических функций:

  • формированию мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций);
  • развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования;
  • формированию коммуникативной деятельности:

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании данных ресурсов, благотворно влияют на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.

Список использованных источников
  1. Шишкова М.И., Подвальная Е.В.- Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания. Журнал "Школьный логопед", № 2, 2010 год
  2. Павлова Н.В. Работа над образной речью с учащимися специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика.№3(9),2005.-С. 67-75.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  коррекция, ЦОР, мультимедийные проекты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.