ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Инновационные компьютерные технологии в обучении географии (на примере цифровых карт и ДДЗЗ)

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы средняя общеобразовательная школа № 1631
Применение ИКТ - технологий в обучении географии способствует развитию познавательного интереса, делая уроки доступными для понимания, а так же практикоориентированными. Наибольшую эффективность применения доказывает работа с цифровыми картами, геоинформационными системами, а так же применение данных дистанционного зондирования Земли.

Инновационные компьютерные технологии в обучении географии (на примере цифровых карт и ДДЗЗ)

Григорьева А.В., nastasiya_88@list.ru

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы средняя общеобразовательная школа № 1631 (ГБОУ СОШ № 1631)

Аннотация

Применение ИКТ - технологий в обучении географии способствует развитию познавательного интереса, делая уроки доступными для понимания, а так же практикоориентированными. Наибольшую эффективность применения доказывает работа с цифровыми картами, геоинформационными системами, а так же применение данных дистанционного зондирования Земли.

Процесс обучения в современной школе сложно представить без применения ИКТ - технологий. В обучении географии большие возможности открывает применение цифровых карт, данных дистанционного зондирования Земли, а так же геоинформационных технологий и систем. Применение ИКТ - технологий способствует формированию важной информационной компетенции.

 

Применение ИКТ - технологий в школе сталкивается с радом трудностей, чаще встречающиеся из которых:

·          отсутствие материально-технической базы учреждения;

·          отсутствие необходимого программного обеспечения;

·          недостаточная  подготовка учителя в данной области;

·          сложности в адаптации многих программ для работы в школе.

                Наиболее доступным компьютерным средством обучения являются цифровые карты, применение которых имеет следующие преимущества:

·          работа с одним или несколькими слоями одновременно;

·          приближение выбранных участков для детального рассмотрения;

·          возможность делать отметки, рисунки;

·          возможность нанесения  надписей  (в том числе с помощью клавиатуры);

·          работа с диаграммами, картограммами, таблицами.

Популярным электронным образовательным ресурсом, содержащим набор цифровых карт для уроков географии, является  школьная ГИС «Живая география».  Эта геоинформационная система  имеет базовый набор карт, слоев и иллюстративного материала для работы в рамках программного учебного материала. В работе с ГИС возможно наложение нескольких слоев для корреляции данных, а так же, установления причинно-следственных связей и географических закономерностей. Недостатком такой ГИС является готовая  картографическая основа, изменяющаяся только в рамках работы данной программы.

Так же в обучении возможно применение не только интерактивных средств обучения, разработанных специально для школы, но и различного программного обеспечения, доступного для широкого пользования. Например, работа с ресурсами «Яндекс-карты» или Google «Планета Земля». Работа в режиме он-лайн с картографическим материалом позволяет сделать урок практикоориентированным, способствует развитию познавательного интереса, повышают эффективность образовательного процесса.

В работе на уроках так же возможно использование данных дистанционного зондирования Земли. Сегодня космические снимки доступны для получения[1], а так же выполнены в высоком разрешении, что позволяет дешифрировать их даже в условиях школы. Применение космических снимков открывает следующие возможности:

·          наблюдение за объектами или явлениями в динамике (данные снимков за несколько лет);

·          возможность расчета различных эколого-географических показателей (например: близость свалок к объектам жизнеобеспеченности и природным объектам, площади вырубаемых лесов…);

·          возможность работать с любым участком территории Земли, отраженном в различных интервалах видимой зоны спектра;

·          ДДЗЗ имеют большой охват территории и подробно отражают поверхность Земли, таким образом, с их помощью можно дать экологическую оценку территории.

В условиях внедрения ФГОС перед педагогом ставится важная задача формирования самостоятельной личности. Проводя уроки с применением ИКТ – технологий, демонстрируя обучающимся возможности электронных образовательных ресурсов, мы не только делаем процесс обучения наглядным, но и помогаем школьникам в развитии пространственного мышления, аналитических способностей, а так же, пониманию и восприятию реальных процессов и явлений



[1]Электронная библиотека космических снимков МИОО  http://www.mioo.ru/kaf-iktio/v-pomosch-pedagogam/kosmicheskie-snimki-zemli/5013-elektronnaya-biblioteka-kosmicheskih-izobrazheniy

Список использованных источников
  1. 1.Гайгул А.В., Кузнецов А.И. Обучение геоинформатике в колледже/Информационный бюллетень ГИС-ассоциации №1 (33) 2 (34) 2002
  2. 2. Прогулова Т.Б. Геоинформационные технологии в управлении и обучении. — М.: Научно-методический сборник тезисов докладов VII Международной выставки-конференции «Информационные технологии в образовании»
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  геоинформационные системы, данные дистанционного зондирования Земли, цифровые карты, электронные образовательные ресурсы.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.