ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Информационные технологии в профильном обучении.

Автор: Митенкова Ирина Владиславовна, грамота МО РФ, победитель ПНПО "Образование"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской области
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МИТЕНКОВА ИРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА (IRINA13-08@YANDEX.RU) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской области В статье раскрываются условия условия организации профильного обучения в свете Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Ключевые слова: профилизация, профильное обучение, дистанционное обучение.

Изменение условий в социально-экономической сфере страны привело к изменению социального заказа и в области образования. Перед современной школой стоит задача создания условий для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это направление приобретает важный аспект, в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. ФГОС предусматривают обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а так же в социальном, профессиональном самоопределении.[1] Это невозможно в условиях однообразия образовательных учреждений, реализующих единообразные образовательные программы. Ответом на изменившийся социальный заказ становится утверждение и распространение различных форм образовательной вариативности. Одной из таких форм является предпрофильное и  профильное обучение в школе.

Профильное обучение это средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. При такой организации образовательного процесса создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их будущими профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.[2]

Организация профильного обучения в школе сопряжено рядом трудностей, главными из которых являются недостаток учебно-методических разработок по организации и реализации моделей профильного обучения, а также методическая поддержка профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Одним из эффективных механизмов обеспечения успеха профильного обучения можно считать организацию дистанционной поддержки.

Дистанционное обучение– интерактивное взаимодействие между учителем и учащимися, а так же между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы). Данный вид обучения отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Такая организация профильного обучения позволит создать дополнительные и расширить уже имеющиеся условия для повышения доступности, качества и эффективности профильного обучения. Она способствует повышению фундаментальности образования и формированию социально грамотной, мобильной, адаптивной и конкурентоспособной личности, отчетливо осознающей свои права и обязанности, оценивающей личный потенциал, имеющиеся возможности и ресурсы, способной успешно позиционировать себя в том или ином социальном пространстве.[3]

Одним из перспективных направлений дистанционного обучения является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В этом случае обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Осуществление такого обучения возможно в условиях реализации средств информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ дает возможность для создания новой индивидуальной технологии обучения, что особенно значимо для учащихся профильных классов:  

·          незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения;

·          компьютерная визуализация учебной информации;

·          архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка;

·          автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;

·          автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала.

Деятельность учащихся в профильной школе сводится к использованию Интернет-ресурсов:

·          Поиск информации (подготовка докладов, рефератов, сообщений по конкретной теме до и во время ее изучения; получение дополнительных материалов по теме с целью использования на уроке; адресация учащихся к определенным источникам во время изучения темы; подготовка различных видов творческой деятельности учащихся).

·          Индивидуальная работа с Интернет-ресурсом.

·          Творческая деятельность учащихся по материалу Интернет-ресурса и представление ее результатов (например, на Web-страницах).

·          Получение консультаций у специалистов в сети, т.к. в конце Интернет-ресурса имеется страничка, на которой можно задать интересующие вопросы.

·          Написание отзыва, рецензии о Интернет-ресурсе.

·          Участие в диспуте, игре, семинаре по теме Интернет-ресурса и др.

Достижение дидактических целей осуществляется при создании опреде­ленных учебных ситуаций, в которые включаются Интернет-ресурсы:

·          ситуация готового преподнесения материала;

·          ситуация направляемой познавательной активности;

·          ситуация исследовательской познавательной активности;

·          ситуация межкультурного диалога.

Занятия проводятся не только очно, но и с удаленным от них учителем. Осуществляется данная работа с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации, на школьном сайте  предлагается дистанционный элективный курс по предмету в рамках предпрофильной и профильной подготовки.

Образование в данном случае происходит в значительной степени индивидуализированное и творческое, а так же имеет педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы. При такой модели обучения учащиеся могут изучать учебные предметы, разделы программы и выполнять отдельные виды деятельности дистанционно в удобное для них время. Выбор оптимального варианта использования Интернет-материала строится, исходя из дидактической цели, а так же возможностей различных учебных ситуаций; методики применения информационного ресурса и сочетания функций, им выполняемых. В данном случае телекоммуникационные технологии усиливают личностную ориентацию обучения, а так же учитывают индивидуальные особенности школьников, предоставляют им выбор в формах, темпах и уровне их образовательной подготовки.

Таким образом, дистанционная форма организации профильного обучения дает дополнительный стимул для расширения и углубления знаний не только при совместной, но и при самостоятельной работе школьников, а так же высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями ИКТ.

 


 

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// Просвещение, 2011
  2. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Управление школой - 2002. - №20
  3. 3. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.