ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Процесс поиска информации как один из методов формирования информационной компетенции обучающих

ГАПОУ Политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова
В статье затронут вопрос особенностей современного социума характеризующися процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста. Одна из главных целей профессионального образования заключается в формировании информационной компетенции - это готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Современный этап развития общества в настоящее время характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно-исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.

Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста.

Одна из главных целей профессионального образования заключается в
формировании информационной компетенции - это готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

В настоящее время существует множество информационных ресурсов для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Процесс нахождения информации похож на поиск иголки в стоге сена. Информационные ресурсы содержат очень много информации, и зачастую результаты не всегда оправдывают затраченное на их достижение время.

В связи с этим на практике часто возникает вопрос - что становится причиной неудачного поиска: отсутствие ли в Сети с высокой вероятностью на данный момент времени информации, релевантной запросу, или то, что неправильно организован запрос на поиск информации.

Можно сказать одно, если правильно организовать запрос на поиск информации, то это обеспечит минимальные затраты и достаточную точность поиска нужной информации.

Приступая к поиску данных в Интернете необходимо следовать по алгоритму:

1.                 Задать цель поиска: ищем общую или специальную информацию по данной теме;

2.                 Узнать адреса информационных ресурсов сети, с которых можно начать поиск;

3.                 Четко определить  проблему об информации, которую  ищем;

4.                  Сформулировать ключевые слова для поиска.

От того, как именно поставлена задача, во многом зависит и стратегия поисковой деятельности, и выбор соответствующих поисковых средств.

В сети существует огромное количество Web-страниц, содержащих всевозможную информацию, которая может пригодиться для решения различных задач, возникающих каждый день. Задача поиска необходимой информации была бы практически невыполнимой, если бы не специальные поисковые службы, позволяющие выполнять поиск по заданным пользователем вопросам.

Согласно принципам работы поисковых систем их можно условно разделить на две группы:

·                   автоматические индексы

·                   тематические каталоги

Таким образом, поисковая служба представляет собой автоматизированную систему сбора, хранения и индексирования (сортировки) информации о различных Web – ресурсах сети Интернет. Из накопленных сведений формируются специальные базы данных, используемые для реализации процессов поиска:

1.   Пользователь может найти интересующую информацию путём создания поискового запроса, состоящего из перечня слов, которые должны присутствовать на Web – странице.

2.   Использование логических операторов позволяет конкретизировать запрос, обеспечив, таким образом, большую эффективность. Слова, приведённые в запросе, будут разыскиваться в базах поисковой системы.

3.   Результатом выполнения запроса является перечень ссылок на Web – страницы, рядом с которыми присутствуют заданные текстовые фрагменты.

 

Чтобы получить лучшие результаты поиска, необходимо запомнить несколько простых правил:

1. Не искать информацию только по одному ключевому слову.

2. Лучше не вводить ключевые слова с прописной буквы, так как это может привести к тому, что не будут найдены те же слова, написанные со строчной буквы.

3. Если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.

Современные поисковые системы предоставляют возможность подключения к сформированному запросу семантического анализатора, что позволяет быстрее находить нужную информацию. С его помощью можно, введя какое-либо слово, выбрать документы, в которых встречаются производные от этого слова в различных падежах, временах и прочее.

Методы поиска

1.                поиск по ссылкам. Сайты в интернет связаны между собой посредством гиперссылок. Этот метод поиска является довольно трудоёмким, однако часто приносит хорошие результаты. Даже при использовании других методов поиска имеет смысл посмотреть, нет ли на найденном сайте раздела ссылок (ресурсы, другие сайты, Links и т.д.). Часто в таком разделе можно найти адреса ещё нескольких ресурсов, тематически связанные с данными, с комментариями автора или ведущего сайта.

2.                 поиск по тематике. Этот вид поиска применяется, как правило, в тех случаях, когда известно лишь направление поиска (музыка, образование) и нужно составить общее представление об имеющихся ресурсах на заданную тему. В таком случае можно воспользоваться каталогами ресурсов и тематическими подборками поисковых сайтов.

3.                 поиск по ключевым словам при помощи поисковых машин. Этот вид поиска является самым гибким и мощным и позволяет искать в Сети информацию, посвящённую самой разнообразной, в том числе узкоспециальной, тематике. В то же время выбор ключевых слов, позволяющих быстро найти именно то, что нужно, достаточно сложен.

4.                 поиск по ключевым словам можно выполнять также с помощью метапоисковой системы. Метапоисковые системы передают один запрос нескольким поисковым системам, позволяя одновременно искать информацию в нескольких базах данных. К сожалению, в этом случае оказывается затруднительным воспользоваться дополнительными возможностями поиска, представляемыми каждой из отдельных поисковых систем. В качестве примера можно привести метапоисковую систему, расположенную по адресу http:/www.find.ru

Наиболее простым и результативным поиском является поиск по ключевым словам. Чем точнее мы вносим слова в поиск и используем логические связки, тем точнее будет результат и тем меньше нам понадобится времени для поиска информации

Сеть Интернет обладает особыми принципами структурирования, и  знание этих принципов повышает эффективность ориентирования в порогах и водоворотах информационных потоков.

Только зная особый алгоритм систематизации искательской деятельно­сти, предполагающий чёткую постановку цели, непрерывную рефлек­сию и умение корректировать направление поисков можно обеспечить  минимальные затраты и достаточную точность информации, а также позволит сконцентрировать усилия для поиска на вполне конкретных направлениях деятельности.

Применение ИКТ в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

Ø    развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

Ø    реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Список информационных источников

1.       Фокин Ю.И. Проблемы поиска информации. Новосибирск: Наука, 2010.

2.       Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы Интернет – технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003.

3.       Диканский Е.Ю. Осваиваем Internet: Практический курс по информационным и коммуникационным технологиям для начинающих пользователей. – М.: Илекса, 2001.

4.       Майечак Беате. Поиск информации в сети // Интернет для детей от 8 до 88: пер с нем– М.: Интерэксперт, 2002.

5.       Рафаева А.В.О содержании практикума «поиск информации в сети интернет» //Методист. – 2004.

6.       http://www.munvdeg.ru/sportivnye-ploshchadki

7.       http:/www.find.ru

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.