ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

Автор: Горбунова Татьяна Николаевна, Кандидат технических наук, Доцент
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»
Современные инновационные технологии невозможно реализовать без специалистов соответствующего уровня подготовки. Одним из навыков, которыми они должны обладать – это способность систематизировать различные виды информации, уметь представлять ее в удобной для восприятия форме. Ключевым моментом для выработки таких качеств могут служить средства визуального представления информации.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций

Специфика современных задач связана с необходимостью обрабатывать  значительные объемы информации. Учиться работать с большими объемами данных, систематизировать информацию и извлекать из них знание нужно на разных этапах образовательного процесса. В выработке необходимых навыков может помочь работа с различными средствами, позволяющими визуализировать информацию.

Современные средства визуализации информации строятся на психофизических особенностях восприятия информации человеком и, поэтому достаточно комфортны. Процессы обучения протекают более эффективно, когда делаются зарисовки, создаются картинки или пользуются яркими образами, что дает возможность увидеть и осознать связи и зависимости компонентов изучаемого материала.

                    Психофизиологическая основа визуализации – в способности человека практически мгновенно схватывать содержание, намного быстрее, чем при чтении текста. К тому же у рисунков есть еще одно преимущество – они способны усиливать и стимулировать познавательные возможности человека, так как, человек распознает заключенные в изображении образы, закономерности и тенденции без избыточных усилий.[1]

Эти особенности учитываются при работе с инфографикой, представляющей данные в виде структурированной картинки. Это качественно иной способ работы с большим объемом информацией. Использование инфографики в образовательном процессе повышает эффективность всего процесса.

Любой информационный процесс состоит из нескольких этапов. А именно из сбора данных, извлечения информации из данных и перевод информации в форму, удобную для восприятия человеком. Структурированная картинка может дать толчок, как для запуска нового информационного процесса, так и быть результирующим его этапом, систематизирующим значительные объемы исходной информацией.

Процесс начинается со сбора и накопления данных. Следующим этапом является анализ данных и их взаимосвязей, построение выводов, для отображения которых подбираются визуальные образы с отображением их взаимодействий. Синтезированная картинка при восприятии подвергается анализу для восприятия информации и также проходит несколько этапов.[2]

Бесспорно, владение таким средством требует обучения. В мировой практике параллельно с инфографикой возникло понятие визуальной грамотности (visual literacy), которое предложил Джон Дебес, основатель Международной ассоциации визуальной графики (International Visual Literacy Association, IVLA): «Визуальная грамотность – это набор способностей, позволяющий индивиду эффективно  находить, интерпретировать, оценивать, использовать и создавать изображения и другие медийные вещи. Знания и навыки, поддерживаемые визуальной грамотностью, позволяют владеющему ими человеку понимать и анализировать контекст изображений, их культурные, эстетические, этические, интеллектуальные и технические компоненты».

Следующим навыком после структурирования информации при обработке данных является умение создавать алгоритмы. И на этом сажном этапе можно использовать визуальные средства.

Дружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность (сокр. ДРАКОН) — визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования. Был разработан в рамках космической программы «Буран». Разработка языка велась с 1986 года при участии Федерального космического агентства (Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина, Москва) и Российской академии наук (Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша). [3]

В основе визуальных средств языка используются хорошо известные блок-схемы, которые названы дракон-схемы. Блок-схемы выбраны в качестве средств хорошо зарекомендовавших себя для улучшения понимаемости программы и структуризации решаемой задачи. Но они не обеспечивают автоматическое преобразование алгоритма в машинный код. «Дракон-схемы, напротив, пригодны для формализованной записи, автоматического получения кода и исполнения его на компьютере и удовлетворяют критерию сверхвысокой понимаемости»,- пишет Владимир Паронджанов, один из создателей языка.

Благодаря использованию специальных формальных и неформальных когнитивных приемов дракон-схемы дают возможность изобразить решение любой, сколь угодно сложной технологической проблемы в предельно ясной, наглядной и доходчивой форме, которая позволяет значительно сократить интеллектуальные усилия персонала, необходимые для зрительного восприятия, понимания, верификации и безошибочного решения проблем.[3,4]

Способы, позволяющие преобразовать сколь угодно большие объемы данных в информацию, достаточно разнообразны от аппаратных решений до специализированного программного обеспечения. Но для получения из информации знания требуется целенаправленное развитие системного мышления с использованием визуализации полученной информации. И этими средствами можно пользоваться при обучении информатики в различных учебных учреждения на различных этапах образовательного процесса.

Список использованных источников
  1. 1. Черняк Л. «Инфографика: от истоков к современности» Открытые системы №5 2013 52-55 стр., www.osmag.ru
  2. 2. Горбунова Т.Н. Способы систематизации информации в современных процессах // Сборник научных трудов Проблемы современной науки Выпуск 12. Ставрополь 2014 132-139с.
  3. 3. Паронджанов В «Как улучшить работу ума» Москва Издательство «Дело»2001 360с.
  4. 4. Тихомиров В.Н. Обучение студентов методам графического программирования на примере Дракон и UML // Информационные системы и дистанционные технологии. Сборник научных трудов Московского машиностроительного университета. М.: МГОУ 95-102с., 2014
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Визуализация, инфографика, ДРАКОН

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.