ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Опыт художественно-графического факультета МПГУ по реализации программ дополнительного образования

Автор: Северова Тамара Степановна, Кандидат педагогических наук
Московский педагогический государственный универсистет
Рассмотрены итоги и перспективы реализации дополнительных образовательных программ «Преподаватель» и «Веб-дизайнер» на художественно-графическом факультете МПГУ.

Опыт художественно-графического факультета МПГУ по реализации программ дополнительного образования

Северова Тамара Степановна (tseverova@mail.ru)

ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Аннотация

Рассмотрены итоги и перспективы реализации дополнительных образовательных программ «Преподаватель» и «Веб-дизайнер» на художественно-графическом факультете МПГУ.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам регламентирован Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499. В соответствии с этим документом дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [1].

Художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета в течение ряда лет осуществлял обучение студентов факультета по дополнительным образовательным программам «Преподаватель» (основная специальность «Дизайнер») и «Веб-дизайнер» (основная специальность «Изобразительное искусство»). В 2012 году девять человек завершили дополнительное образование по программе «Преподаватель», а в 2013 году уже двадцать четыре слушателя программ дополнительного образования успешно защитили выпускные квалификационные работы. Однако дипломы государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании были вручены не всем, а только тем, кто закончил обучение по основной образовательной программе. Остальные слушатели получат дипломы о профессиональной переподготовке только после получения основного образования.

Идея указанных дополнительных образовательных программ возникла в 2007 году на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна. Кафедра ежегодно выпускает квалифицированных специалистов по графическому дизайну, востребованных на рынке труда, но не имеющих возможности передавать свои знания, так как у них отсутствует педагогическое образование. Была разработана и лицензирована программа четырехлетнего дополнительного профессионального образования «Преподаватель» для студентов специальности «Дизайн». Опыт работы по данной программе показал, что четыре года – слишком большой срок для ее освоения, поэтому были разработаны трехлетняя и годичная программы.

В процессе обучения педагогической деятельности большое значение имеет организация педагогической практики. Для дизайнеров базой практики стал Лицей № 1533 (информационных технологий), где они встретили заинтересованное отношение и квалифицированную поддержку. Результатом практики стали отчеты и методические разработки. Проведенные уроки и подготовка к ним послужили основой для выбора темы выпускной квалификационной работы. В большинстве случаев это разработка электронных образовательных ресурсов для школьников, например, «Основы типографики», «Шрифтовой дизайн», «Идентификационные знаки». Но были и такие темы, как «Нетрадиционные методы изображения в творческой деятельности учащихся первого класса» или «Методические приемы организации проектной деятельности студентов художественных вузов». Доказательством эффективности обучения по дополнительной образовательной программе «Преподаватель» служит тот факт, что одна из выпускниц была приглашена учителем в Лицей информационных технологий, где успешно работает по сей день.

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна» предназначалась для студентов педагогической специальности «Изобразительное искусство» и также первоначально была рассчитана на четыре года, а затем адаптирована для трехлетнего и годичного обучения. Дисциплины соответствующего учебного плана частично присутствовали в учебном плане основной образовательной программы, но углубленного изучения их не предполагалось, что делало дополнительную программу актуальной. Не все слушатели, поступившие на четырехлетнее обучение, смогли дойти до диплома, в то же время из тех, кто поступил на годичный курс, все успешно защитили выпускную квалификационную работу по созданию сайта. Тематика сайтов нередко перекликалась с основной образовательной программой, например, «Сайт художника-педагога», сайт на тему «Система образования Финляндии».

Среди выпускников программы «Веб-дизайнер», как и среди выпускников программы «Преподаватель», есть те, чья область деятельности соответствует дополнительному образованию. Таким образом, опыт реализации дополнительных образовательных программ на художественно-графическом факультете МПГУ можно считать успешным.

В 2014/2015 учебном году планируется организовать обучение слушателей – студентов и выпускников специальности и направления подготовки «Дизайн» – по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель дизайна» со сроком обучения девять месяцев.

Для студентов бакалавриата педагогического направления по профилю «Изобразительное искусство» дополнительную образовательную программу «Веб-дизайнер» решено пока не открывать в связи с организационными сложностями переходного периода, ежегодным обновлением учебных планов и их большой вариативностью.

 

Литература

1.        http://www.rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  дополнительное профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.