ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Введенская средняя общеобразовательная школа"
Информационные технологии не стоят на месте. В учебный процесс активно внедряются ИКТ, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение ИКТ повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения; создает возможности доступа к свежей информации, экономит время.

Использование ИКТ на уроках математики

 

   Cовременное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

·          гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

·          самостоятельно критически мыслить;

·          грамотно работать с информацией;

·          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;

·          самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной  из  насущных  проблем  для современного общества.       

    Применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели.  Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет   сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

 

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

 

индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

 

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

 

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

 

Можно сказать, что  следующие формы занятий, наиболее эффективны:

·          диагностическое тестирование качества усвоения материала;

·          тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

·          обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

·          режим самообучения;

·          режим графической иллюстрации изучаемого материала.

   С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1.        Уроки демонстрационного типа.

2.        Уроки компьютерного тестирования.

3.        Уроки тренинга или конструирования.

4.        Интегрированные уроки.

5.        Уроки с использованием компьютерных коммуникаций.

В качестве недостатков традиционного обучения можно выделить:

1.        преобладание словесных методов изложения, способствующих распылению внимания и невозможности его акцентирования на сущности учебного материала;

2.        средний темп изучения математического материала;

3.        большой объем материала, требующего запоминания и др.

  Программированное обучение, частично лишенное перечисленных недостатков, перспективно в осуществлении принципа индивидуального подхода, своевременной обратной связи, позволяет применять обучающие машины, использовать программированные учебники. Во время использования программ было выявлено, что программированное обучение полезно и может применяться в широкой практике школьного обучения.

Программированное обучение имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущество

1.        дозированность учебного материала, который усваивается безошибочно.

Примером служит программа «Teach Pro Математика. Геометрия» в которой материал разбит по темам.  Недостаток программы - нельзя добавить материал, отсутствующий в разделах.

2.        можно использовать на уроках как для наглядной демонстрации изучаемой темы.

Например:   «Учебно-методический комплекс « Комплект живая математика»

 При использовании программ каждая обсуждаемая фигура или решение изображается на экране монитора. Программы позволяет создавать очень сложные конструкции за ограниченное время, делать аккуратные, четкие и грамотные чертежи. При решении задач учащиеся могут выполнять задания и сверять свои построения с образцом.

3.        Работа в виртуальной математической лаборатории обеспечивает почти незаметный и плавный переход от несложных заданий к более сложным. Кроме того, программы поддерживает и традиционную «задачную» форму. Особенно удачно реализуется в ней широкий спектр задач «на построение».

4.        Слабые учащиеся имеют возможность видеть и наблюдать то же, что и средние; лишь уровень понимания логических связей ниже. Они делают меньше средних, но полностью прочувствуют происходящее. Средние учащиеся, как правило, в состоянии полностью выполнить обязательные задания и иногда попробовать свои силы в выполнении дополнительных.

В компьютерном альбоме к учебникам геометрии А.В. Погорелова и Л.С. Атанасяна представляют собой набор чертежей, выполненных в среде Живая Математика. Комплект предоставляет учителю средство, позволяющее сопровождать теоретический материал экспериментами.  В качестве дополнительного материала учитель может создать презентацию. Для проверки изученного материала можно использовать готовые тесты или составить самому с помощью шаблона в программе Excel.

Существенными недостатками применения этого метода являются следующие:

1.        не всякий учебный материал поддается программированной обработке; этот метод ограничивает умственное развитие учащихся репродуктивными операциями;

2.        при использовании этого метода наблюдается дефицит общения с учителем и учащимися;

3.        отсутствует эмоционально-чувственная компонента в обучении.

В итоге можно сделать вывод: современные образовательные процессы не могут проходить без включения в процесс обучения широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации. Но для эффективного использования информационных технологий перехода к урокам, основанных на специальных учебных программах необходимо пересмотреть методику преподавания.

 

    Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.  Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

   Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно попытаться достигнуть, используя определенные программные продукты Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:

 

Таблица обучающих программ

№ п/п

Класс

Название

1.

6-11

ADVANCEDgrapher (для построения графиков)

2

5-11

UMS (универсальный математический решатель)

3

5-11

Геометрический конструктор.

4

5-11

Геометрические конструкции.

5

5-11

STRATUM (динамическая среда для работы с математическими моделями)

6

5-11

«Живая математика»

7

5-11

«Живая геометрия»

8

5-8

Наглядная геометрия.

9

5-11

ЭИ. Математика 5-11

10

5-6

ИИСС. Математика на компьютерах

11

5-11

Открытая математика (алгебра)

12

5-11

Открытая математика(геометрия)

13

7-11

Открытая математика (Функции и графики)

14

5-6

Комплекс обучающих программ

15

5-6

Математические тренажеры для устного счета

16

5-6

Игровые программы-тренажеры

17

7-8

Виртуальная школа.Уроки К&M.Геометрия7-8кл.

18

7-8

Виртуальная школа.Уроки К&M.Алгебра7-8кл.

19

10-11

Репетитор к ЕНТ

Список использованных источников
  1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  2. "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол
  3. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  информационные технологии; использование ИКТ на уроках математики; Учебно-методический комплекс; « Комплект живая математика»

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.