ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка
АННОТАЦИЯ Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий в игровой форме в урочной и внеурочной деятельности, которые может использовать учитель начальных классов в рамках ФГОС второго поколения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Ведущие виды деятельности в младшем школьном возрасте: игра и учение. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровые информационные  технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, математики, литературы, окружающего мира.

При помощи ИКТ мы с ребятами имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал для уроков окружающего мира: презентации, сопровождающие объяснение материала, кроссворды, работа с картой. Уроки литературного чтения будут скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Самостоятельно ребята пробуют составлять картинный план к произведениям, мини-книжки с загадками, скороговорками. На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки (УМК «Гармония» - работа с «окошками»), игры «Найди лишнее слово», звуковую гимнастику, разгадывать ребусы, работу со словарными словами (словарь в картинках), проводить промежуточное и итоговое тестирование. С помощью этой работы усвоение материала по русскому языку проходить интересно, несмотря на сложность предмета. На уроках математики с помощью интерактивных форм можно наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и письменных вычислений, выучить таблицу умножения, объяснить решение задач( выбор схем, постановка вопроса, выбор решения, способы решения задачи), устный счёт с проверкой и т.д. Для уроков математики в начальной школе, особенно в 1-2 классах при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной  информационной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении и внеклассной работе информационных технологий.

Медиаурок - использование средств мультимедиа. Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:

  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении;
  • развитие речи и интеллекта.

 Как вовлечь ребят в мир информационных технологий?

  Я стала привлекать ребят к поиску информации в электронных учебниках и справочниках в домашних условиях, но этого мало. Ребятам  интересно поделиться найденной информацией не только в устной форме, но показать свои работы.  Было решено приобрести в класс компьютер и проектор. С первых дней ребята особенно заинтересовались презентациями PowerPoint. Было интересно «как там все само двигается». Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя (ребята учатся во втором классе).

В перспективе ребята будут принимать участие в подготовке проектов и презентаций к уроку, т.к. темы урока будут сообщаться, и ребята смогут подобрать интересные материалы, подготовить выступление, что способствует развитию речи и творческих способностей.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

Также я использую информационные технологии во внеурочной деятельности. Это приводит к повышению эффективности образовательного процесса: даёт возможность заинтересовать ребёнка рассматриваемой проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать поисковую работу так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создаёт ситуацию успеха.

Праздники с использованием информационных технологий проходят в игровой форме. Они более наглядны, интересны, мобильны, следовательно больше запоминаются, а самое главное позволяют привлечь к их организации  большее количество  ребят и их родителей.

Использование интерактивных технологий становится привычным в современном российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, мобильные компьютерные классы, создают устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым развивая образное мышление обучающихся. Также на уроках возможен выход в Интернет, где обучающиеся могут самостоятельно получить новую информацию.

Информационные технологии открывают новые возможности для современного учебного процесса: активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей на более высоком  творческом уровне. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса становится более благоприятным и оправдывает себя во всех отношениях. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

 

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.